Стратегія національної консолідації в Україні


Круглий стіл експертів


Митряева С.И.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ


Неотъемлемой функцией каждого государства как общественного явления, является обеспечение национальной безопасности, которая призвана гарантировать благоприятные условия для жизнедеятельности граждан, государственных институтов, защищать жизненно важные интересы человека, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Оценка общего состояния национальной безопасности является основой для выработки стратегии государственного развития и разработки конкретных мер по воплощению их в жизнь.
Анализ состояния национальной безопасности Украины за последние годы свидетельствует о том, что именно внутренние угрозы составляли наибольшую опасность для развития государства.1 Эти угрозы были связаны одновременно с несколькими национальными интересами и имели тенденцию к увеличению. Некоторые из них являются достаточно опасными и продолжительными. Их суммарный потенциал сосредоточен прежде всего в экономической, социально-политической, военной, информационной и экологической сферах. Сюда же следует отнести сферу региональных отношений.2
В контексте социально-политических процессов, межэтнические отношения в полиэтническом государстве, каким является и Украина, представляют собой весомый фактор ее стабильности, а следовательно, и национальной безопасности страны, поскольку они выступают:
во-первых – необходимым элементом общественного согласия в целом;
во-вторых – объективной предпосылкой территориальной целостности государства;
в третьих – составляющей внешнеполитической деятельности государства:

  • как в аспекте выполнения им международно-правовых актов;

  • так и в налаживании отношений с теми странами, которые являются этнической родиной наличествующей в Украине диаспоры.


Для современной Украины проблемы межэтнических отношений остро актуализированы тем обстоятельством, что они разворачиваются в контексте построения национального государства.
При провозглашении независимости Украина оказалась в необычной ситуации. Провозглашение суверенитета, не просто совпало с распадом СССР, а стало результатом этого процесса. Суверенитет Украина провозгласила политически и закрепила юридически. За короткий период времени новое государство уже имело всю необходимую атрибутику и признаки – территорию, границы, парламент, правительство, законы, армию, судебную власть, герб, гимн и т.д. Несмотря на все трудности, Украина как государство, – самоутвердилась. Но! В отличие от исторически классической последовательности образования государства, а именно, когда общество созревает, формируется политически и создает свое государство, в Украине все происходило иначе! Сначала было создано государство, а затем пошел (начался) процесс формирования современного украинского общества.
Процесс формирования нового государства, нового общества, прежде всего должен опираться на объединительную идею, которая бы консолидировала общество, являлась бы фундаментом его стабилизации, и совершенно очевидно, что в полиэтническом государстве, которым и является Украина, эта идея должна восприниматься всеми ее гражданами, независимо от их этнических различий.
Создание новой украинской государственности обуславливает ряд сложных процессов и проблем в поле этнического самоопределения народов Украины и межэтнических отношений:

  1. альтернативность в теоретических подходах и практического движения общества к политически или этнически определенной нации;

  2. проблема национального самоопределения внутри украинского этноса (вплоть до сепаратистских движений);

  3. проблемы идентификации некоторых этнических групп в качестве национальных меньшинств и реидентификации других как меньшинств, но в пределах иного государственного образования.


Отметим также, что именно в Украине находятся наибольшие по численности этнические ареалы нетитульных народов. Так, средняя численность национального меньшинства, которое имеет свой этнический ареал, – 1,368 млн. чел., т.е. почти втрое больше, чем в России. Абсолютная численность «ареальных» национальных меньшинств в Украине не намного уступает российской (соответственно 13,7 млн. и 15,8 млн.). Таким образом, национальные меньшинства в России – более рассредоточены и малочисленны, т.е. при других равных обстоятельствах менее опасны для территориальной целостности и единства государства.
В определенном смысле Украина – более многонациональная страна, чем Россия3 , и потенциально, более конфликтна.
Необходимо отметить, что этнополитические последствия независимости оказались для Украины достаточно неожиданными. До настоящего времени, созидание нового государства, пока что не повлияло в достаточной мере на национальную интеграцию (консолидацию). Новому государству пришлось взять на себя ответственность за решение проблем, созданных предыдущим режимом (крымскотатарской и ряда других). В конце концов, общая атмофера этнического возрождения создала возможности для самоизъявления различных этнических идентичностей, которое некоторые эксперты склонны относить к проявлениям «национализма», «периферийного национализма», «регионального сепаратизма»4 .
В данном докладе мы не ставили своей целью анализировать каждое из этих явлений. Отметим лишь, что общественность стран Запада в целом, и особенно либеральная интеллигенция, обеспокоены усилением значимости национальной и этнической политики, а также всплеском этнических конфликтов в посткоммунистических странах. Одной из реакций западной общественности на подобное развитие событий стало отмежевание от националистических ценностей, позиций и практики, как проявления отсталости и нецивилизованности.
Однако существует и другая реакция – возрождение национализма и этнических движений, что свидетельствует о том, что и на современном этапе процесс национальной самоидентификации продолжается. Более того, национальная самоидентификация рассматривается как стержень сути политической жизни, что присуще как прошлому, так и настоящему, как Западу, так и Востоку.
Для Украины это приобретает свою актуальность, поскольку появляется еще один вектор нестабильности – региональные движения, вокруг которых объединяются сторонники национальных ценностей.
Заметим, что региональные проблемы всегда являлись компонентами европейской политики. В последнее время в орбиту их решений вовлекаются не только местные политические элиты и центральные администрации, но и широкие слои населения.
Но! Однако, радикально-сепаратистские тенденции присутствуют в меньшинстве европейских регионов. Центральные правительства, политические силы, общественные движения, ищут пути решения проблем, порождаемых региональной самобытностью, в русле гражданского общества. «Сам регионализм в Европе приобретает уже не поверхностное, исторически-религиозное, а глубинное наполнение, сущностью которого является уровень регионального развития и соотношение потребностей и ресурсов отдельных регионов при решении социально-экономических проблем».5
Перенос акцента на этнические и культурные противоречия приводит к тому, что некоторые эксперты, в частности С.Хантингтон, доводят потенциальную интенсивность конфликтов до уровня «столкновения цивилизаций»6, в то время как другие (Р.Каплан, Г.Фуллер) прогнозируют распад наций. Нам представляется, что как в первом, так и во втором случае, присутствует некоторое преувеличение. Несмотря на распад СССР, его составные части – к примеру, Украина, Российская Федерация – при их многонациональном составе и наявности различных цивилизационных компонентов, существуют.7
Однако здесь, нам представляется очень важным само осознание вывода относительности нашей цивилизационной позиции на мировой арене, что должно отразиться на проводимой стратегической политике, особенно социально-экономической. Первое, что нужно учесть – многие рецепты, по мнению известного украинского экономиста акад. Ю.Пахомова, эффективные в западных обществах и предлагаемые западными экспертами постсоветским государствам, не всегда являются приемлемыми для них.8
Сказанное, в первую очередь, относится к Украине, не имеющей (в отличие от России) ни богатых, пользующихся особым спросом на мировом рынке, природных ресурсов (как нефть, газ, алмазы и пр.), ни реальных, укорененных в массовом сознании, традиций собственной государственности, ни ясного, признанного большинством ее народа (как политической нации), представления о своей цивилизационной идентичности (последнего, впрочем, не хватает и России).
В этом отношении положение осложняется самим переходным, промежуточным, маргинальным статусом Украины, особенно ее западных областей, между Восточноевропейско-Евразийским пространством, составной частью которого она по преимуществу является, и собственно Западом.
Там же, где цивилизационные рубежи размыты и национальные культуры по многим показателям действительно имеют генетическое родство, дела обстоят гораздо сложнее. Здесь труднее разобраться, где что принципиально иное и неприемлемое, где, наоборот, годное для продуктивной адаптации. В этом смысле Украине, в силу достаточной географической, исторической, ценностно-ментальной и даже, частично, конфессиональной близости ее народа (прежде всего пребывавших длительное время в составе Польши и Австро-Венгрии ее западных областей) центральноевропейскому варианту Западной цивилизации, трудно решить, в какой мере она сопричастна последнему, а в какой – Восточноевропейско-Евразийскому, в последние века – российско-советскому-постсоветскому миру.
И такое противоречивое ее положение, а также связанные с этим разнонаправленные векторы цивилизационно-ценностных ориентаций ее граждан, обусловленные тысячелетней историей, а потому и не преодолимые ни в одну, ни в другую сторону в обозримом будущем, по сути, явление – объективное. Именно данное обстоятельство (в сочетании, конечно, с социально-экономическими проблемами и пр.), а не только национальная гетерогенность или фактическое двуязычие, составляет глубинную и хроническую опасность для существования ее как независимого государства.9
Тем более, требуется мудрость политического руководства, призванного искать и обеспечивать консенсус в украинском обществе, который предполагает опору на базовые цивилизационно-национальные (а не поверхностные этнографические) ценности.
В рамках процесса консолидации украинского общества каждое национальное меньшинство вполне может осознавать «общность судьбы» с украинским этносом и не чуствовать своей инородности. Однако основой для такого развития может быть только процесс формирования гражданского общества и углубления демократии.
Дальнейшее, прежде всего, зависит от взаимоотношений государства и гражданина. Можно выделить четыре типа таких возможных взаимоотношений:

  • государство, владея средствами принуждения, является потенциальной угрозой для отдельных граждан, или этнических меньшинств;

  • гражданин выступает как творец демократического государства, ее легитимирующий фактор;

  • гражданин зависит от государства как органа, обеспечивающего материальное благосостояние и безопасность;

  • граждане являются членами культурного сообщества, которое определяется титульным языком, историей, художественными традициями и образом жизни, и это сообщество также защищается и культивируется государством при помощи ее культурных институтов и программ.


Все эти четыре проявления современного государства – власть закона, демократия, обеспечение благосостояния и культурного развития – весьма незащищены в том смысле, что они могут использоваться с непрогнозируемой, эгоистической целью. Ни один из институтов, обеспечивающих эти четыре измерения гражданства, не защищен от влияния тех или других стратегических целей. И в первую очередь под этим влиянием оказываются именно те институты, через которые реализуются претензии на культурную общность и идентичность. Это может означать, что как лидер, так и рядовые участники групп, могут лишь делать вид, что ими руководят ценности этнической идентичности. А на самом деле они стараются реализовать собственые интересы, которые в случае их открытого провозглашения имели бы значительно меньше шансов на реализацию. В данном случае речь идет об этнокультурной мобилизации через различные общественные институты.10
В этих условиях, учитывая еще и все сложности переходного периода, стремление войти в Европу может легко спровоцировать какую-либо реакцию. В результате, при урегулировании проблем, связанных с переходным периодом, этнические отличия, культурный партикуляризм и националистические лозунги, как уже отмечалось, могут играть более важную роль, нежели классовые и социально-экономические отличия и конкурентные отношения, несмотря на то, что последние внесли весомый вклад в политическую и экономическую модернизацию Западной Европы.
Стремление путем отгораживания от России облегчить себе процесс «догоняющей модернизации» и получить дополнительные шансы для вступления в единый европейский дом, принятие негативных установок относительно других этнических групп и объявление их виновными в сегодняшних экономических неудачах могут доставить только нечто похожее на психологическое утешение и облегчение11 .
Национализм и этнополитика могут быть задействованы вследствие рационально обоснованного предположения элит о том, что они способны обеспечить роль морального и политического средства преодоления самых тяжелых и крайне неравномерно распределенных трудностей, связанных с процессом перехода экономики на рыночные рельсы.
Учитывая в значительной мере нежелательные и крайне опасные последствия подобных размышлений, оправдывающих обращение к этнополитике, естественно возникает вопрос, – существуют ли средства, способные предотвратить конфликтные ситуации? Да, они существуют.
Ключевым принципом при формировании этнополитики Украины, способной предотвратить конфликтные ситуации, по нашему мнению, является признание полиэтничности и поликультурности украинского общества и рассмотрение данного факта как ценности. Культурное, религиозное и языковое разнообразие общества должно быть признано как положительный фактор, обеспечивающий его духовное богатство, а национальные меньшинства должны рассматриваться как неотъемлемая часть общества. Вместе с тем, основываясь на факте поликультурности общества, следует признать, что нормальная, мирная, спокойная жизнь требует соблюдения дополнительных условий. Они заключаются в следующем:

  • гражданское единство, общая политика интеграции страны в социальном, этническом, региональном, правовом планах;

  • создание климата терпимости и межкультурного диалога.


Благодаря этим принципам каждая этническая группа сбережет свою идентичность, разовьет ее, сбережет свою культуру, язык и традиции, и одновременно внесет свой вклад в интеграцию и консолидацию украинского общества. Несоблюдение этих принципов может внести нежелательные на данном этапе развития украинского общества элементы федерализации.
От того, какие приоритеты изберет для себя то или иное этническое меньшинство, и прежде всего русское12 , насколько органично оно будет вплетено в ткань социально-экономических и политических трансформационных процессов в Украине, будет зависеть и социальная стабильность, являющаяся одним из факторов национальной безопасности Украины.


1. Національна безпека України, 1994-1996 рр., К., 1997. – С.10.
2. Уткін О.І. Соціально-політична стабільність у регіоні: етнополітичні та міжконфесійні чинники. К., 1998 – С.9.
3. Колосов В.А., Трейвиш А.И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов // Полис. –Москва. – 1996.- № 6. – С.55.
4. См.: Майборода О. Російський націоналізм в Україні (1991-1998 рр.). К., 1999; Майборода О. Політичне русинство. Закарпатська версія периферійного націоналізму. К., 1999; Мишанич О. Політичне русинство: історія і сучасність. Ідейні джерела закарпатського регіонального сепаратизму. Доповідь на ІУ Міжнародному конгресі україністів. К., 1999.
5. Иванов И. Европа регионов// Мировая экономика и международные отношения. – 1997. - № 9. – С.8.
6. Huntington S. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs.- 1993.– Summer. – P. 22, 39.
7. Мирский Г. Общность судьбы и национальное самосознание// Мировая экономика и международные отношения. – 1998.- № 4.- С. 5.
8. Крымский С. Цивилизационный выбор Украины // Президент. – 1999.- № 2.- С. 107.
9. Там же.- С. 108.
10. Майборода О. Російський націоналізм в Україні (1991-1998 рр.). – К.- С.15-26.
11. Офее К. Этнополитика в Восточноевропейском переходном процессе// Полис.- Москва.- 1996.- № 2.- С.35.
12. В 1989 г. доля этнических неукраинцкв составляла 27,3% населения Украины, в т.ч. доля этнических русских – 22,1%; т.е. в составе национальных меньшинств доля русских составляла около 81%. – См.: Майборода О. Російський націоналізм в Україні (1991-1998 рр.).- К.- 1999.- С.3.


Вернуться к содержанию


Hosted by uCoz