Что такое РДУ

Наш лидер

Документы

Издания

Присоединиться к нам

Актуальные события

Межнациональный Форум

Правовая библиотека

Web-ресурсы

Полезные ссылки

РЕЛИГИЯ И МИР

ЦЕРКОВЬ И РУССКАЯ ДИАСПОРА

Наш собеседник, Константин Федорович Затулин, директор Института стран СНГ, советник мэра г.Москвы, известен как политик, последовательно отстаивающий национально-государственные интересы России. Не менее важна позиция этого авторитетного политика по кардинальному вопросу взаимоотношений Русской Православной Церкви, общества и государства.

- Проблема русской диаспоры всегда являлась главным предметом вашей постоянной деятельности, как во время работы в думском Комитета по делам СНГ, который вы возглавляли, так и в созданном вами Институте стран СНГ. Что, по-вашему, необходимо сделать для улучшения положения наших соотечественников? Какие формы взаимодействия Церкви и русских общин кажутся вам наиболее оптимальными сегодня?

– В первую очередь необходимо признать русских разделенным народом и добиваться его воссоединения, максимально используя международный опыт в это области (например, опыт воссоединения Германии). Также необходимо создание полноценной жизни диаспоры со всеми экономическими, политическими и культурно-образовательными структурами. Здесь огромное поле для взаимодействия с Русской Церковью. Собственно, Церковь уже сегодня является организатором и координатором русских общественных и культурных объединений. Зачастую именно епархии и приходы предоставляют и помещения для этих организаций и страницы своих изданий, что особенно важно в тех государствах, где все делается для вытеснения русской культуры. Что и говорить, во многих регионах церковные общины являются единственными островками русскости. Большинство верующих - носители нашей духовной культуры, "русской идеи", активно противостоят антирусской политике во многих государствах СНГ, в особенности на Украине и в Прибалтике. Взаимоусиление церковных и русских общественных структур способно в итоге переломить негативные тенденции в тех государствах, в которых русофобия возведена почти в ранг официальной политики.

Для успешного становления русской диаспоры должен быть востребован опыт первой русской эмиграции, самоорганизовавшейся во многом при помощи структур Церкви. Тогда были созданы духовные центры, такие как знаменитый Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, с которым связана деятельность выдающихся русских богословов и мыслителей. Помимо всего прочего, именно они объединили вокруг себя друзей России из числа интеллигенции государств проживания. Этот опыт крайне важен в условиях неблагоприятной для России и русских внешней среды.

В этой связи я считаю своим долгом отстаивать проект создания Черноморского филиала МГУ в Севастополе, в рамках которого будет функционировать и филиал Московского Свято-Тихоновского богословского института, являющегося сегодня одним из крупнейших и авторитетнейших учебных заведений Русской Православной Церкви. Подобные образовательные центры с православной составляющей должны быть созданы в узловых точках русского мира.

– Не успела наша Церковь оправиться от беспрецедентных по масштабам большевистских гонений, как на нее обрушились новые мощные удары. Какие меры по защите Православия, на ваш взгляд, можно и должно принять?

– Действительно, Русская Православная Церковь в последнее десятилетие претерпела беспрецедентные гонения. На Украине греко-католиками и раскольниками захвачены тысячи храмов. В том числе такие святыни, как Владимирский собор и Выдубицкий монастырь в Киеве, имели место массовые жестокие избиения верующих, предпринимались попытки штурма знаменитой Почаевской Лавры и великой святыни Православия Киево-Печерской Лавры, где покоятся святые мощи более трети русских святых. Украинское государство оказывает постоянное давление на каноническую Украинскую Православную Церковь, требуя отделения от Московского Патриарха. В СМИ развернута настоящая информационная война против канонического Православия, на Западной Украине до сих пор есть 350 "горячих точек" – православных храмов, находящихся под угрозой захвата. Этим летом президент Кучма сделал все для срыва мирного крестного хода по Днепру. И это несмотря на то, что Украинская Православная Церковь является доминирующей конфессией Украины, объединяющей более 30 млн. верующих.

В Эстонии у нашей Церкви просто аннексируется имущество. И это при том, что русские являются наиболее религиозно активной частью населения Эстонии. Так, согласно социологическим опросам, 67% русских в Эстонии считают себя чадами Православной Церкви Московского Патриархата, в то время как 43% эстонцев никогда не посещают кирху. В настоящее время власти Эстонии пытаются лишить Русскую Православную Церковь кафедрального Александро-Невского собора, построенного императором Александром III и являющегося центром русской духовной и культурной жизни.

Я мог бы продолжить это печальное путешествие по бывшим союзным республикам, но вот что показательно: все эти вопиющие нарушения прав человека не замечаются "профессиональными правозащитниками" и журналистами как в России, так и на Западе. Что же делать? Вспомним, какое беспрецедентное давление, да и откровенное вмешательство в наши внутренние дела были предприняты против принятия последнего российского Закона о свободе совести, хоть как-то защищающего традиционные конфессии России от натиска зарубежных сект. Надо учиться у своих противников и оппонентов. Убежден, что для защиты наших соотечественников и единоверцев нашей Святой Православной Церкви должен быть задействован весь потенциал нашей дипломатии (и не только дипломатии), нашей журналистики, юриспруденции, мобилизовано общественное мнение в стране и за рубежом.

– Несмотря на то, что советская власть рухнула вот уже десять лет назад, и поныне сохраняется тенденция ограничить социальную активность Церкви, оставить православных в этаком своеобразном гетто. Естественно, многомиллионная и растущая Русская Церковь не согласна с такой ролью, она все более ощущает себя мощной и влиятельной общественной силой. Какие, по-вашему, формы социального партнерства должны определять церковно-государственные взаимоотношения в XXI веке?

– В области социального партнерства Церкви и государства после эпохи госатеизма делаются только первые шаги. Мне, как историку, идея симфонии Церкви и государства не чужда. Но как ее реализовать в современных условиях? Можно учесть современный зарубежный опыт. Например, Греция является правовым, демократическим и одновременно православным государством. Там Православная Церковь официально признана важнейшим институтом, ее мнение серьезно учитывается при решении важных общественных и государственных вопросов, она адекватно представлена в армии и системе образования и т.д. Взглянем также на наших ближайших соседей. Так, сильная католическая Церковь является залогом национального единства поляков. Там давно решены все вопросы с Законом Божиим в учебных заведениях. Пора и нам понять, что сильная самоуправляющаяся Церковь является источником возрождения русского народа и Российского государства.

Интервью взял
Кирилл Фролов
(журнал "Православная беседа",
№6, 1999 г.)


Вернуться к содержанию


Hosted by uCoz