Что такое РДУ

Наш лидер

Документы

Издания

Присоединиться к нам

Актуальные события

Межнациональный Форум

Правовая библиотека

Web-ресурсы

Полезные ссылки

ГЕОПОЛИТИКА

ДВУХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРОВ В ЛИЦЕ РОССИИ И США У ОДНОЙ СТРАНЫ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ


Украина и НАТО

Взаимоотношения Украины с НАТО - наиболее теплые из всех зарубежных партнеров Украины. Их сотрудничество в рамках "Партнерства ради мира" - самое глубокое из всех такого рода контактов НАТО с восточноевропейскими странами - не членами НАТО.
Более того, в Хартии об особом партнерстве НАТО и Украины (июль 1997) предусмотрен "механизм консультаций в случае кризиса", который позволяет Украине "консультироваться" с НАТО в случае, если она ощущает "прямую или косвенную угрозу" своей безопасности.
Сторонники сближения Украины с НАТО занимают руководящие посты в МИДе, Министерстве обороны, Совете по национальной безопасности и обороне Украины. Количество совместных акций НАТО и Украины неуклонно растет.
В мае 1997 г. в Киеве (впервые в восточноевропейской стране) был открыт Центр информации и документации НАТО. Аккурат в разгар косовского кризиса, в апреле 1999 г. в Киеве открылась миссия НАТО.
Отношение Украины к вмешательству НАТО в Косово двойственное. С одной стороны, даже откровенно пронатовский министр Тарасюк заявил, что недопустимо использование военной силы против суверенной страны без санкции Совбеза ООН. Но, с другой стороны, Украина с готовностью послала свою делегацию на празднование 50-летия НАТО в разгар бомбардировок. 12 июня 1999 г. Украина даже закрыла на несколько часов свое воздушное пространство для российских самолетов, летевших в Приштину.
В этом году впервые в истории Альянса ежегодная встреча главного политического органа НАТО - Североатлантического совета прошла за пределами стран-членов НАТО - в Киеве. Никто не скрывал, что это было сделано, чтобы "поучить Москву".
Социологические исследования показывают, что народ Украины в целом не желает видеть свою страну членом НАТО. Особенно число недовольных усилилось после косовской войны.
Украина и Центральная Европа

Надо заметить, что первые год-два украинской независимости ее восточноевропейские соседи проявляли к ней откровенную прохладу. Польша, Словакия и Венгрия, всячески стремясь доказать свою "европейскость" Западу, подчеркнуто держали Украину на расстоянии. И США, в первую очередь интересовало лишь то, когда Украина избавится от своего ядерного оружия.
В середине 90-х центральноевропейские страны получили надежный сигнал о том, что вскоре они могут стать членами НАТО, а эта организация требует от новобранцев решения территориальных проблем с соседями. Этим отчасти и объясняется успех дипломатии Л. Кучмы в отношениях с западными соседями.
Наконец, есть фактор, о котором западные исследователи не пишут. Приход в Белый дом администрации демократической партии привел к усилению роли З.Бжезинского, который впервые выразил в печати свое убеждение о ключевом значении Украины для Запада в качестве буфера перед Россией. Госсекретарем стала его ученица М. Олбрайт.
Польша резко улучшила свои отношения с Украиной. В 1998-ом, когда Европейский Союз (ЕС) предписал Польше ввести визовый режим на границе с Украиной, официальная Варшава воспротивилась. Правда, дело здесь, скорее всего, не столько в геополитических выкладках Бжезинского, сколько в чисто экономических причинах: благосостояние восточных районов Польши во многом создавалось за счет челноков из Украины. В январе 2000 г. Польша сдалась и объявила о скором вводе виз для граждан Украины. Однако обратилась к ЕС с просьбой признать особый статус взаимоотношений Польши и Украины.
На этом последнем примере видно, что отношения Украины с ЕС далеки от благополучных. Если НАТО пытается преодолеть препятствия в отношениях с Киевом, то ЕС, напротив, возводит новые барьеры в Восточной Европе, опасаясь потока наркотиков и иммигрантов через украинскую границу.
Отношения Украины со Словакией и Венгрией в целом ровные. Отношения Украины и Румынии - напряженные. Страны не подписывали договора о дружбе вплоть до июня 1997 г. Проблемы острова Змеиного, Северной Буковины и т.д. изрядно омрачают взаимоотношения Киева и Бухареста. Например, в 1997-ом разразился большой скандал из-за вручения награды радикального румынского объединения украинскому парламентарию Ивану Попеску "за работу на пользу Румынии". К слову, Попеску - один из немногих народных депутатов Украины, которые ведут активную борьбу за повышение статуса русского языка.
Кризис многовекторности

До недавнего времени Украине удавалось удерживать достаточно ровные отношения с Россией и странами Запада (так называемая политика многовекторности). Однако в последнее время это ей удается все труднее.
Нарастающие противоречия между Западом и новым руководством России оставляют мало шансов для Киева по-прежнему сидеть на двух стульях. Тем более, что у самой Украины в последнее время резко ухудшились отношения с данными геополитическими образованиями. Правда, по разным причинам. Если отношения с Россией ухудшались из-за откровенно прозападного курса украинской дипломатии, воровства энергоносителей и неплатежей за них, то Запад недоволен засильем в Украине местных и российских групп влияния, которые серьезно ограничивают возможность западного бизнеса развивать свою деятельность в Украине.
В настоящий момент наблюдается повышение активности руководства России на "украинском направлении". В ходе своих встреч с Леонидом Кучмой президент России Владимир Путин неоднократно прозрачно намекал украинскому руководителю, что двух стратегических партнеров в лице России и США у одной страны быть не может и в конце концов придется выбирать кого-то одного. В настоящий момент наиболее болезненная для Украины проблема - это взаимоотношения с Россией по газу и прочим энергоносителям, поэтому Украина не может не реагировать на подобные высказывания российского лидера.
В то же время, политика Запада относительно Украины сейчас как раз находится в определенном застое. Отчасти это объясняется неопределенностью с результатами президентских выборов в США.
Таким образом, сегодня политика многовекторности Украины переживает глубокий кризис. Решение о том, в какую сторону двигаться дальше, Киеву, возможно, потребуется принять уже в ближайшее время.

Дмитрий Корнилов, Игорь Гужва, г.Донецк
(Бюллетень Института стран СНГ, печатается в сокращении)

Вернуться к содержанию


Hosted by uCoz