ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО НА УКРАИНУ ЧРЕВАТ ОБОСТРЕНИЕМ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Накануне визита Папы Римского на Украину с заявлением по этому поводу выступил апостолический администратор для католиков латинского обряда Европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Это заявление комментирует заведующий Службой коммуникации Отдел внешних церковных сношений Русской Православной Церкви Виктор Малухин.
При всем уважении к статусу апостолического администратора для католиков латинского обряда Европейской части России архиепископа Тадеуша Кондрусевича нельзя не отметить известную некорректность и противоречивость его суждений в обнародованном им заявлении в связи с планируемым визитом на Украину Папы Римского Иоанна Павла II.
Так, архиепископ Кондрусевич, согласно его утверждению, "не понимает термина "каноническая территория Русской Церкви". Между тем это понятие восходит к известным каноническим принципам древней неразделенной Церкви и утверждает суверенитет церковной власти в пределах соответствующих территорий, находящихся в ее юрисдикции. Впрочем, подобная позиция вполне объяснима, ибо игнорирование принципа канонической территории представляет несомненное удобство, когда речь идет об активной политике католического прозелитизма и духовной экспансии.
В связи с этим вполне логичными представляются приоритетные задачи Римско-католической церкви в России, как их формулирует архиепископ Кондрусевич: "служить российским католикам и тем, кто хотели бы ими стать". Подразумевается - стать при непосредственной помощи и заботе Римско-Католической Церкви.
На мой взгляд, именно в этом пункте проходит водораздел между миссией как задачей христианизации человека и прозелитизмом как практикой похищения душ. Похищения у Православной Церкви, которая в документах Ватикана именуется ни много ни мало Церковью-Сестрой. В связи с этим весьма показательно, что архиепископ Кондрусевич говорит о "тех, кто хотели бы стать католиками". Не добрыми христианами, не учениками и последователями Спасителя, не милосердными людьми и достойными гражданами своей страны, не наследниками национальной религиозно-культурной традиции, но именно католиками по конфессиональной принадлежности. Социальная активность Католической церкви, ее попечение о немощных и о обделенных во всем мире не могут не вызывать уважения, однако в России ее задачи почему-то формулируются иначе.
Нет и не может быть возражений против того, что католические общины возрождаются в тех местах, где они присутствовали до революции и где доныне есть люди, традиционно связанные с католицизмом духовными и культурными узами. Однако рост числа католических общин в России во многом происходит также за счет приходов, появляющихся там, где исторически их никогда не было, в том числе и в древних русских городах, бывших некогда колыбелями Православия.
В связи с этим заявление архиепископа Т.Кондрусевича о том, что сам факт личной встречи Римского понтифика со Святейшим Патриархом позволит открыть новую страницу в отношениях двух Церквей и уврачевать доныне кровоточащие раны, представляется на данный момент неоправданно оптимистическим. Русская Православная Церковь поддерживает рабочий диалог с Ватиканом, но в оценке перспектив личной встречи Святейшего Патриарха и Папы Римского исходит из того, что подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если она будет надлежащим образом подготовлена и станет путем к решению насущных и вполне конкретных проблем, а не превратится в протокольное мероприятие или всемирное телевизионное шоу.
К вышесказанному стоило бы прибавить, что уподобление архиепископом Кондрусевичем Предстоятеля Русской Православной Церкви и Папы Римского Михаилу Горбачеву и Рональду Рейгану на саммите в Рейкьявике не только некорректно, но и не вполне уместно. Как бы то ни было, прозвучавшая в этих словах идея прочтения миссии Церкви в политическом контексте не может не вызывать тревоги. А между тем униатские и католические общины на территории бывшего СССР порой используются внешними силами в качестве противовеса каноническим структурам Русской Православной Церкви и инструмента давления на них. Какими трагическими последствиями это чревато, показал печальный опыт Западной Украины, где униатами в союзе с местными националистами были практически разгромлены три православные епархии. Именно поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, говоря о планируемом визите Папы Римского на Украину, выразил обеспокоенность тем обстоятельством, что этот визит принесет Украине не религиозный мир, но новые разделения и противостояния.
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич пытается оправдать визит Папы на Украину, предпринимаемый вопреки воле канонической Православной Церкви этой страны, тем, что Святейший Патриарх Алексий якобы посещал в свое время Австрию, Словакию и Литву, где живут в основном католики, не испрашивая согласия Ватикана. Однако еще древним было известно, что аналогия не есть доказательство. Во-первых, программа этих Патриарших визитов, в ходе которых проходили встречи с местными католическими иерархами, предварительно обсуждалась с ними. Во-вторых, Русская Православная Церковь не только принципиально и последовательно выступает против чьего бы то ни было прозелитизма на своей канонической территории, но и в собственных отношениях с другими церквами сама скрупулезно придерживается принципа отказа от практики прозелитизма. И потому зарубежные визиты Святейшего Патриарха Алексия всегда являются актами подлинного миротворчества и ничем не угрожают межконфессиональному согласию в посещаемых им странах. Тогда как приезд Папы на Украину реально чреват обострением существующих там религиозных противостояний и расколов. Кроме того, при посещении таких православных стран, как Румыния, Грузия и Греция, Папа все же считал для себя необходимым заручиться формальным приглашением соответствующих Православных церквей, и лишь Украина стала исключением, что, возможно, является показателем специфического отношения Ватикана к украинскому народу.
Наконец, прозвучавшую в заявлении архиепископа Кондрусевича идею приглашения Папы Римского в Россию местными католическими общинами без какого бы то ни было приглашения и согласия Русской Православной Церкви я предпочел бы считать оговоркой или неудачно выраженной мыслью. Потому что в противном случае ее пришлось бы расценить как вмешательство в наши внутренние дела и откровенное давление не только на церковные, но и на светские власти в России, позиция которых в отношении возможности папского визита в


Вернуться на главную страницу


Hosted by uCoz