ДЕСЯТЬ ВЕКОВ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ ПРОТИВ РУСИ

Начиная с первых столетий христианства римские политики стремились распространить господство католической церкви на восток, прежде всего на Византию и на земли славянских народов, привести их под власть римского папы. Частью этой общей политики являлась экспансия католицизма против Руси. На протяжении многих веков эта экспансия преследовала одну цель - церковно-политическое подчинение русских земель папскому престолу.
В конце X века римская церковь создала себе новую базу на востоке - католицизм внедрился в Польше и Венгрии. Но наиболее привлекательной для римской курии была Русь, которая по размерам своей территории, численности населения и материальным ресурсам значительно превосходила другие славянские страны.

При папе Григории VII (1073-1085) "русское направление" заняло важное место в планах распространения влияния римской церкви на восток. Однако эти планы, вынашиваемые папскими политиками, не могли найти реальной почвы. Политическое могущество Русского государства было достаточным для того, чтобы не допустить проникновения папской агентуры на Русь. В источниках юго-западной Руси следы появления католического духовенства встречаются в начале XII в.
На протяжении столетия со времен папы Григория VII до 80-х годов XII в. интерес папства к Руси проявлялся все-же эпизодически, но с середины XII в. проникновение католического духовенства на русские земли становится более энергичным, как на северо-западе, так и на юге. Известно, что в эти годы в Киеве жили католики. Летопись упоминает о них под 6683 г. (1175), называя их "латынью".
В XIII в. отдельные попытки римского духовенства обосноваться на русских землях сменяются широким наступлением. Стремления папской курии совпадают с интересами польских и венгерских феодалов, жаждавших поживиться за счет русских земель.
В 1188 г. венгерскому королевичу Андрею удалось на короткое время захватить власть в Галичине. Но насилия, чинимые захватчиками, вызвали всенародное сопротивление и венгры были изгнаны.
Упадок Киева и укрепление Галицко-Волынского княжества, рост его политического значения, обращает внимание римской курии на это княжество, лежавшее на крайнем юго-западе Руси. Мысль ввести здесь католицизм, чтобы затем распространять его далее на восток, занимает римских политиков.
В 1204 г. папа римский Иннокентий II (1198-1216) прислал к галицко-волынскому князю Роману Мстиславичу своих послов, которые принялись убеждать князя принять католическую веру, обещая, что тогда папа римский утвердит за ним королевский титул. Роман решительно отверг это предложение.

Католическая экспансия против Руси осуществлялась одновременно с вооруженными вторжениями венгров и поляков. В 1214 г. венгерский король Андрей II в союзе с малопольским королем Лешко Белым вторгся в Галичину и захватил ее. Королем был провозглашен пятилетний сын Андрея - Коломан. Чтобы укрепить свои позиции на завоеванных землях, Андрей предложил папе римскому утвердить коронацию и ввести в Галицкой Руси церковную унию.
В Риме эти замыслы венгерского короля нашли полную поддержку. В Галичину направилось католическое духовенство. Православные священники были изгнаны и население стали принудительно обращать в католичество. Попытки сопротивления жестоко пресекались. Захватчики разрушали православные церкви, а на их месте воздвигали костелы. Никоновская летопись сообщает: "Того же лета 6722 (1214) Угорский король посади сына своего в Галиче, и церкви претвори в латынскую службу".
В 1219 г. к Галичу подошло войско новгородского князя Мстислава Удалого. Местные жители восстали против венгерско-католической власти и общими усилиями захватчики были изгнаны. Так провалилась первая попытка ввести церковную унию на русских землях, а точнее насильственно насадить католицизм с помощью иностранных завоевателей.

В 1240 г. на южную Русь обрушилось татаро-монгольское нашествие. После взятия Киева татаро-монголы двинулись на запад, заняв Галич и Владимир-Волынский. Галицкий князь Даниил Романович вел борьбу с татарами, не давая им закрепиться на землях Галичины. Но в это время, пользуясь тяжелой для галицкого князя ситуацией, против него выступила польско-венгерская коалиция, силы которой были, однако, разгромлены в битве под Ярославом в 1245 г.
После того как планы феодально-католической экспансии против Руси потерпели поражение - на северо-западе в битве на Чудском озере в 1242 г. и на юго-западе под Ярославом, римские политики главное внимание стали уделять мерам дипломатического характера, стараясь побудить русских князей, в частности Даниила Галицкого, к сближению с Западом и к принятию католической веры.
В начале 50-х гг. XIII в. наладились отношения Даниила с венгерским королем Белой IV и малопольским королем Болеславом, но в то же время ухудшились его отношения с татарами, которые снова устремились на запад. В римской курии не преминули воспользоваться этой благоприятной для нее обстановкой, и через венгерского короля возобновили давление на Даниила Галицкого, стремясь склонить его к союзу с папой.
Папские послы встретились с галицким князем в г.Дорогичине и добились, наконец, согласия на свои предложения. Они пообещали Даниилу от имени папы Иннокентия IV организовать большой крестовый поход против татар для помощи русским и торжественно преподнесли королевскую корону. Однако обещанной помощи от папы Даниил не дождался и вынужден был воевать с татарами собственными силами.
Поскольку римская курия не выполнила своих обязательств по организации крестового похода, галицкий князь не допустил никакого вмешательства папской агентуры в дела Галицкой Руси и решительно отказался от латинизации церкви.

После захвата в XIV в. части южно-русских земель польской короной на них началось активное насильственное насаждение католичества.
В XV в. папская курия вновь возвращается к идее церковной унии.
8 января 1438 г. в городе Ферраре приступил к работе церковный собор, который с 26 февраля следующего года продолжил свою деятельность во Флоренции. Главной задачей Феррарско-Флорентийского собора было решение вопроса "соединения" западной и восточной церквей. В октябре 1438 г. на собор прибыли представители русской церкви во главе с недавно назначенным из Константинополя митрополитом, греком Исидором. И для Византии, и для Рима вопрос об унии имел прежде всего чисто политическое значение.
Византия рассчитывала при посредничестве папы получить помощь от европейских государств против турок. Для Рима уния была средством для распространения своего влияния на восток, и не столько на Византию, которая была уже обречена, сколько на земли, подвластные Великому князю Московскому, который собирал отдельные русские княжества в единое государство.
6 июля 1439 г. во Флоренции был провозглашен акт о "воссоединении церквей". Далее митрополиту Исидору, который был возведен папой Евгением IV в сан кардинала, предстояло осуществить унию на Руси. Но не для того русские люди сотни лет боролись против католицизма, насаждаемого на Руси польскими, венгерскими, немецкими завоевателями, чтобы теперь покорно пойти под власть папы римского.
По дороге в Москву Исидор остановился во Львове, где в православной церкви провел богослужение по католическому обряду. Однако русское население Львова, уже хорошо ощутившее на себе польско-католический гнет, не желало унии, и Исидор вынуждены был покинуть город, ничего не достигнув.
Так же и киевляне изгнали Исидора из своего города.
11 марта 1441 г. митрополит Исидор торжественно прибыл в Москву, чтобы официально провозгласить там Флорентийскую унию. Перед ним несли католический крест и символы его кардинальского сана. На богослужении в Успенском соборе, при возглашении многолетия, митрополит помянул имя папы Евгения IV вместо имени вселенского патриарха греческой церкви. По окончании службы было прочитано папское послание об унии и текст соглашения, заключенного во Флоренции, что вызвало возмущение всех присутствовавших.
Великий князь Московский Василий Васильевич тут же в соборе отверг унию, объявив соглашение митрополита, данное им во Флорении, не имеющим силы, и велел взять его под стражу. Исидор был отправлен в Чудов монастырь, где ему предстояло ждать решения о своих действиях. Но вскоре Исидору удалось бежать и он возвратился в Рим.

Поскольку планы римских политиков привлечь к унии Московскую Русь полностью провалились, они сосредоточили свои усилия на той части Руси, которая находилась под властью Польши и Литвы.
В XVI в. для борьбы с протестантизмом в Польшу пригласили иезуитов. Они возглавили наступление католического духовенства также и на православную церковь, воскресив идею унии и разработав её программу, изложенную в книге Петра Скарги "O jednosci kosciola" ("О единстве церкви"), впервые напечатанной в 1577 г. Иезуиты обосновались во Львове, Перемышле, Луцке, Виннице, Киеве и других городах, где вели пропаганду в костелах, среди шляхты и мещанства, в особенности стараясь обратить в католичество людей богатых и влиятельных.
Польские власти во главе с королем Сигизмундом III также были заинтересованы в распространении католицизма среди населения Белой, Малой и Червонной Руси, чтобы надежнее оградить его от влияния единоверной православной Москвы и теснее связать с Польшей.
Кроме того и в среде самой западно-русской церкви создались предпосылки для принятия унии. Они коренились в деморализации значительной части тогдашней церковной иерархии. На епископских кафедрах находились люди далекие от религии, без веры и убеждений, поглощенные страстью к обогащению и погрязшие в пороках.
Чтобы защитить свою церковь от грозящих ей опасностей, православные мещане создавали церковные братства. В 1586 г. Львовское и Виленское братства получили от патриарха право ставропигии. Теперь они не подчинялись местному епископу, а непосредственно константинопольскому патриарху, и могли контролировать духовенство. Это вызвало недовольство церковных иерархов, которые стали искать соглашения с польским правительством и изъявлять готовность принять унию при условии, что выданные братствам патриаршие грамоты будут признаны недействительными.
После того как в 1589 г. было введено патриаршество на Руси, и религиозное влияние Москвы на православное население Речи Посполитой усилилось, идея унии стала особенно актуальной для польских властей и римской курии.

В 1596 г. уния была провозглашена на соборе в Бресте. Её поддержали киевский митрополит Рогоза и пять епископов, два епископа (львовский и пермышльский) унию не приняли. Противники унии созвали другой собор, осудивший унию, и прервали связи с униатами. Обе стороны взаимно отлучили своих противников от церкви и прокляли.
Между сторонниками унии и ее противниками развернулась борьба, которая велась в различных формах, - от литературной полемики до кровопролитных столкновений. На литературном поприще с православной стороны выделялись послания Ивана Вишенского, афонского монаха-аскета, который разоблачал упадок морали и религиозности среди духовенства, выступал в защиту простого народа.
Униатская сторона не ограничивалась полемикой, а использовала всю силу государственной власти, подвергая православных преследованиям и репрессиям, так как польское правительство признало легальной верой только унию.
Православные мещане и низшее духовенство боролись с унией, объединившись в братства. На помощь им в начале XVII в. приходит казачество, которое с момента принятия унии становится непримиримым ее противником и пылким защитником православия. Власть и шляхта, насаждая унию, вынуждены были считаться с казачеством, по крайней мере там, где оно было сильно.
Гетман Петр Конашевич Сагайдачный со всем войском запорожским записался в Киевское православное братство. Воспользовавшись пребыванием в Киеве иерусалимского патриарха Феофана, который возвращался из Москвы, Сагайдачный убедил его высвятить новых епископов и таким образом возобновить православную иерархию в юго-западной Руси.
Новым митрополитом стал Иов Борецкий. Видя полную невозможность добиться для православных каких-либо прав в условиях Речи Посполитой, он в 1625 г. выслал посольство в Москву, призывая царя принять Малую Русь под свою власть. Но тогда время для этого еще не пришло.

В период восстания под руководством Богдана Хмельницкого, одной из целей повстанцев была ликвидация унии. Этот пункт содержался и в условиях Зборовского мира 1649 г. Но реально избавиться от польского гнета, а также от экспансии католицизма и униатства Малая Русь могла только объединившись с Великой Русью.
Длительная война с Польшей, которую вела Россия после заключения в 1654 г. Переяславского договора о переходе Малороссии в подданство к русскому царю, не принесла полного успеха. Воссоединить с Россией удалось только левобережье Днепра и г.Киев, что было закреплено Андрусовским перемирием 1667 г. и так называемым Вечным миром 1686 г.

Утратив Левобережье, польское правительство решило на оставшихся под его властью территориях окончательно искоренить православие и насадить унию. Теперь этот замысел было легче осуществить, чем в конце XVI в. Православная шляхта перешла в католичество еще в первой половине XVII в. Казачество на правом берегу Днепра вскоре после Андрусовского перемирия было ликвидировано. Польские власти могли не бояться его вооруженного выступления в защиту православия, и, наконец, взяться за насаждение унии.
В это время и среди православных иерархов нашлись люди, готовые, исходя из личных корыстных целей перейти в унию. Организатором этой комбинации стал львовский православный епископ Иосиф Шумлянский. Он в начале 1681 г. в Варшаве в присутствии папского нунция тайно принял унию. Двадцать лет под покровом тайны Шумлянский вел подрывную работу против православия и только в 1700 г. сбросил маску, торжественно и публично повторно приняв унию в Варшаве, присягнув не только за себя, но и за подвластные ему епархии. Единственное противодействие встретил он во Львовской епархии со стороны местного братства, члены которого, опираясь на привилегию ставропигии, заявили, что они не признают унии и власти Шумлянского, а далее подчиняются константинопольскому патриарху. Львовское братство оставалось превославным до 1708 г., когда все-таки вынуждено было принять унию.

Уничтожив православную иерархию, католическое духовенство и шляхта прибегли к беспощадному насилию, поведя своего рода крестовый поход против православия. К примеру, за 11 лет с 1732 по 1743 г. польские паны и униаты перевели в унию 128 православных монастырей и церквей только в епархии Белорусской и соседней с ней Туровской. Происходило это таким образом, что неожиданно в монастыре появлялся помещик или духовное лицо, католическое или униатское, в сопровождении толпы вооруженных слуг. Они побоями разгоняли монахов и "очистив" монастырь передавали его во владение униатского епископа. То же происходило и с сельскими приходскими церквями, только здесь поляки вели себя еще более бесцеремонно, считая, что они вправе распоряжаться церковью и приходом как своим имуществом.
Там, где шляхтичи встречали хоть малейшее сопротивление, их ярость не имела пределов. Вот как описывает современник их образ действий: "...забывши страх Божий, они врываются верхом в церкви, стреляют в алтари и в иконы, рвут их, ломают кресты; на духовных и мирян они нападают в церквях и до смерти убивают их; они выбрасывают монахов из монастырей, а в девичьих монастырях, для посмешища, раздевают монахинь донага и в таком виде изгоняют их; имущество и доходы монастырские отымают; церкви разрушают: бьют в них окна и ломают крыши, остальное же грозят предать пламени; изображения Спасителя они попирают ногами, режут и прокалывают ножами, бросают и таскают по улицам, приговаривая богохульные речи: "Схизматицкий Боже! Неужели ты не постоишь за свою обиду!" и т.п.

Так, обманом, подкупом и насилием внедрялась уния на западно-русских землях польскими властями и католическим духовенством. Но уния не представляла для них самостоятельной ценности. Они смотрели на нее как на промежуточную стадию в ходе распространения римского католицизма, который значительно отличался от православия, поэтому требовалось устроить своего рода "временное чистилище", чтобы через него перевести православных в латинство.
Когда православие было сильно, правительство, шляхта и ксендзы различными льготами привлекали униатское духовенство и одновременно преследовали православное. Но когда уния укоренялась, использовались те же способы, чтобы побудить униатов переходить в римский католицизм.
Конечно, униатских священников избивали сравнительно редко и не столь жестоко как православных, им не грозила смерть, однако шляхтичи никогда не упускали случая унизить их, дать почувствовать, что хотя их и терпят в Речи Посполитой, но их вера низкая, "хлопская".
Перемышльский католический епископ, а впоследствии львовский архиепископ Сераковский составил программу действий для католического духовенства. В ней он указывал, что хотя католическая церковь терпимо относилась к унии, но уния не представляет надлежащей полноты и чистоты религиозной науки, что уния еще слишком тесно связана с восточной церковью, и что униаты при любом удобном случае могут снова перейти в православие, а поэтому необходимо как можно скорее обратить их в латинство.
На протяжении семи лет (1758-1765) в трех униатских еперхиях: Львовской, Галичской и Каменец-Подольской были обращены в католицизм более тысячи человек.
Ксендзы говорили, что уния является ересью, сравнивали ее к нехристианскими вероисповеданиями, обзывали "собачьей верой". "Всякий русин собака; вера их - собачья вера!" - проповедовал каноник Косовский перед униатской общиной в селе Яслисках. В селе Тысьменичанах ксендз Томицкий при большом скоплении народа глумился над обрядами униатской церкви, говоря: "что ваше церковное пение похоже на вой собак!"
Уния не имела, в отличие от православия, давней традиции, не успела укорениться в народе. Народ относился к ней равнодушно и не проявлял готовности идти на жертвы ради ее защиты. При дальнейшем развитии событий в этом направлении, уния бы исчезла, уступив место римскому католицизму. Но унию спасла Австрия.

По первому разделу Польши в 1772 г. Галицкая Русь перешла во владение австрийской короны. Австрийское правительство, чтобы создать противовес полякам, дотоле безраздельно господствовавшим в Галичине, решило поддержать галицких русинов. Императрица Мария-Терезия распорядилась уравнять в правах римо-католиков и униатов, причем последних было велено впредь называть не "униатами", а "греко-католиками". В Вене в 1774 г. была открыта духовная семинария для подготовки греко-католических священников.
Так как высшие классы галицко-русского общества давно ополячились и приняли латинскую веру, то галицко-русская интеллигенция к середине XIX в. была представлена в основном греко-католическим духовенством. Именно в среде этого духовенства в тот период стало проявляться общерусское национальное сознание, понимание того, что Галицкая Русь в отношении национальном, языковом, религиозном, представляет собой часть всей Руси. Однако развитие у русинов общерусского национального сознания не отвечало интересам властей Галиции, и они сделали ставку на формирование у русинов сознания их национальной отдельности от великороссов. В результате этого в среде галицких русинов произошло размежевание на так называемых старорусинов - приверженцев идеи русского единства (в польской терминологии - "москвофилов") и молодорусинов или украинофилов.
Поскольку большинство греко-католического духовенства стояло на позициях старорусинов, власти решили изменить это положение и воспитать новое поколение священников в украинофильском духе. С этой целью в 1882 г. орден греко-католических монахов чина св.Василия Великого был изъят из под власти митрополита, а монастырь василиан в Добромиле с принадлежавшим ему домом послушников был передан в управление римско-католическому ордену иезуитов.
Греко-католическое духовенство, взращенное иезуитами, проникнутое ненавистью к России и ко всему русскому, приступило затем к активной пропаганде антирусских взглядов среди галичан.
В 1900 г. греко-католическим митрополитом стал выходец из польской католической семьи, воспитанник иезуитов, граф Андрей Шептицкий. Он не ограничивался подавлением "москвофильства" среди галицких русинов, но стремился распространить влияние греко-католической церкви и на территорию России.
Накануне Первой мировой войны граф Шептицкий подготовил для австрийских властей аналитическую записку о мерах по отторжению Украины от России. Важнейшей из этих мер было названо отделение Киевской митрополии от Русской Православной Церкви, создание "Киево-Галицкого Патриархата" и постепенное подчинение его Ватикану.
В годы Второй мировой войны греко-католическое духовенство сотрудничало с немецкими оккупантами, благословляло создание таких формирований как батальоны "Нахтигаль" и "Роланд", дивизия СС "Галичина". После разгрома гитлеровцев это дало советской власти аргументы для обоснования ликвидации в 1946 г. греко-католической церкви в Западной Украине. В то же время часть галичан во главе с известным богословом о.Гавриилом Костельником перешла в православие добровольно.

Развал в 1991 г. Советского Союза, явившийся по существу разрушением исторической России, повлек за собой разделение Русской Православной Церкви. В образовавшейся Украинской Православной Церкви в свою очередь произошел раскол.
Всегда на протяжении тысячелетия ослабление Руси возбуждало в римской курии стремление к экспансии на восток. Естественно, что нынешняя ситуация как нельзя лучше подходит для активизации этих стремлений.
Теперь, когда замыслы врагов Руси осуществились и отторжение Украины от России стало свершившимся фактом, его надо всемерно закрепить. В том числе и теми методами, которые предлагал в свое время граф Шептицкий. Один из деятелей так называемого "национал-демократического" лагеря народный депутат Украины Игорь Юхновский сказал в интервью киевской газете "День": "Как я вижу 2001 год? Думаю, в Украине будет единая Поместная Церковь... В дальнейшей перспективе вижу также объединение Православной Церкви с Греко-Католической."
В русле этой политики следует рассматривать и предстоящий визит папы римского на Украину, призванный символизировать исторический триумф католицизма и поражение Православия.
Как предостерегает епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит, "после визита папы католики откроют несколько своих университетов (они планируются в Киеве и Ужгороде), в которых выпестуют сотни новых Шептицких, которые будут воевать с Православием и русской идеей, восхвалять унию и "самостийщину", будут издавать профессинально сделанные газеты и журналы, вкладывать инвестиции в политику (не случайно в оргкомитете Черноволы и Жулинские), поддерживать квазиправославные раскольнические группировки. Мы этому, к сожалению, ничего не противопоставили... Это... происходит из боязни обличить сами концептуальные основы идеи "поместной церкви на Украине", которая вытекает из идеологии украинского сепаратизма, выпестованной во второй половине девятнадцатого века в униатской Галиции".

Визит папы римского на Украину, организаторы которого пренебрегли мнением по этому поводу канонической Украинской Православной Церкви, должен служить грозным предупреждением для всех православных людей, организаций, общественных и политических сил, не приемлющих экспансию католицизма. Он свидетельствует, что нынешними властями Украины под диктовку Запада осуществляется проект Шептицкого - создание униатской Украины, послушной Ватикану, как плацдарма для борьбы с православной Россией, что несет в себе колоссальный разрушительный потенциал, угрожающий всему православному миру, и в первую очередь украинскому и русскому народам.

Константин ВАСИЛЬЕВ, Русское Движение Украины


Вернуться на главную страницу


Hosted by uCoz