ШКОЛА КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГЕТТО

Правомерность употребления здесь термина "гетто" обусловлена не национальным, а возрастным цензом: школьники - это дискриминированное меньшинство населения Украины, которое ежедневно подвержено жесткой идеологической обработке. Самое незащищенное меньшинство...
... В памятной эйфории первых лет после обретения "воли" Украиной особенно интригующим было волеизъявление сверху: "Школы - вне политики!" Без октябрят, без пионеров, без комсомольских собраний, без политучебы, без "тоталитарной идеологической машины", что осуществляла в школах нравственные идеалы "руководящей и направляющей".
Отложим в сторону эффективность альтернативных объединений типа скаутов, одноликих конкурсов "Мисс школа" и т. п. новаций (тут разговор особый, трудный), а вернемся к идеологии школьной жизни в срезе школьных программ 2001 года. Неужели все вне политики?
Курс истории всегда был и остается одним из главных в формировании мировоззрения ученика. Он начинается с 5 класса. "Рассказы по истории Украины" Виктора Мисана (Киев, "Генеза", 1997 г) - один из учебников, по которому изучают историю своей родины пятиклассники
Вначале цитата из завершающих строк этого пособия, из обращения автора к юным гражданам Украины: "Посмотри вокруг! Колосится хлебная нива. Украина полностью обеспечивает себя зерном. Манит свежестью зелени и голубизной полесский лен. Из него вырабатывают лучшие в мире ткани. Белыми реками течет украинский сахар. Больше всего его вырабатывают на Подолье... А сам Донбасс? Это и уголь, и металл, и электроэнергия, и машины. Автобусный завод Львова выпускает комфортабельные автобусы. Дозревают на пологих склонах Крыма виноградники. По горным рекам Закарпатья сплавляют лес сплавщики. Все это - наша страна сегодня, ее трудовой ритм. Будь же и ты гордостью нашей земли. Я желаю тебе успеха. Смело обогащайся знаниями. Счастья тебе!"
Не правда ли, завидная патетика, умилительная картина благоденствия? Но школьники смотрят телепередачи о многострадальном Донбассе, у многих детей в доме нет сахара к чаю, а что осталось от виноградников - заросшие свинороем и прочими сорняками "дикари" - видят ежедневно. Ладно. Можно простить беллетристику господину Мисану - у каждого есть слабость. Но вот идеология курса - типичная, одиозная.
О событиях октября 1917 года, например, ровно 17 строк. Фрагмент: "В соответствии с планами большевиков народ должен был бы строить новое общество, без рабского труда, без нищеты, голода и холода, без страха и войн. Называется это общество - социализм". Однако о строительстве социализма - ничего, т. к. в главах "Тревожные дни 1918 года", "День соборности Украины", "Голод", "Геноцид" - рассказ, как большевики захватили Украину, "организовали" голодомор и геноцид.
Все это в духе тех же национал-шовинистов, которые в злобной немощи внушают людям идеи украинской исключительности, нередко смыкающимися с идеями "Майн кампф".
Год 1939-й. Присоединение областей Западной Украины, их вхождение в состав УССР. У Мисана: "Большевики действовали как оккупанты. Они расправлялись с патриотами Украины, заключали их в тюрьмы, ссылали в Сибирь, расстреливали".
Великая Отечественная война... И снова - привычные оценки: "Длительное время воинов УПА называли бандеровцами. Но следует помнить, что повстанцы были на своей земле. Они вели освободительную войну, ибо защищали свою землю, свой народ, свои семьи" (стр. 189).
А не напомнить ли ученикам слова Германа Геринга: "На Украине есть все: яйца, масло, пшеница, сало и в количестве, которое трудно себе представить. Мы должны понять, что все это отныне и навеки немецкое". А почему бы не напомнить о том, что дивизия "СС-Галичина" осуждена Международным трибуналом на Нюрнбергском процессе? Почему не рассказать о славном Ковпаке, Молодой гвардии, Николае Кузнецове? Не нашлось места?
... На днях проводил экскурсию в музее, рассказал пятиклассникам о героях войны, о героях труда, полюбовались диорамами, остановились у бюста В. И. Ленина.
- Кто это? - спрашиваю ребят.
Молчание. Затем неуверенный голос:
- Ленин. Он главный большевик. Украину завоевал.
И все. Это пятиклассники. Это их первый экскурс в историю Украины. Цветочки. Ягодки - в нашпигованных соответствующей идеологией курсах "Новейшей истории Украины" Ф. Турченкова. Имеет ли право учитель на альтернативный курс истории - вопрос риторический. Другое дело - всякий ли историк считает своим долгом отходить от жестких заполитизированных учебных программ?

Н. ГОТОВЧИКОВ,
учитель истории Восходненской школы. Красногвардейский район, Крым
Газета "Крымская правда"


Вернуться на главную страницу


Hosted by uCoz