Что такое РДУ

Наш лидер

Документы

Издания

Присоединиться к нам

Актуальные события

Межнациональный Форум

Правовая библиотека

Web-ресурсы

Полезные ссылки

Генеральному секретарю
Совета Европы
Вальтеру Швиммеру
Мониторинговый Комитет
Парламентской Ассамблеи
Совета Европы

ПРОБЛЕМЫ РУССКИХ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УКРАИНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД СОВЕТОМ ЕВРОПЫ


В соответствии с обязательствами, взятыми на себя при вступлении в Совет Европы, Украина ратифицировала Рамочную Конвенцию о защите прав национальных меньшинств и ввела в действие положения Рекомендации 1201 (1993) Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Кроме того, еще в 1995 году Украиной подписана Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств. Она была ратифицирована лишь 24 декабря 1999 года, однако Министерство иностранных дел на протяжении полугода саботировало передачу ратификационной грамоты Генеральному Секретарю Совета Европы. Тем временем группа парламентариев национал-радикальной направленности обратилось в Конституционный суд, который, поддавшись их давлению, а также и со стороны Президента, аннулировал закон о ратификации Хартии. Поводом послужило подписание закона о ратификации не Президентом Украины, а спикером парламента, хотя по аналогичной схеме ратифицировались абсолютно все международные договора Украины. Блокирование Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств создает серьезные проблемы для защиты прав национальных и языковых меньшинств Украины.
Несмотря на декларативное стремление действовать в соответствии с европейскими стандартами в области прав человека, правительство Украины проводит последовательную политику ассимиляции представителей национальных меньшинств.
В отношении русских на Украине наиболее остро стоят проблемы, связанные с нарушением их прав в следующих сферах.

Публичное использование родного языка


За истекший год на Украине принято ряд актов, направленных на принудительное навязывание украинского языка во всех сферах жизни. Так, решением Конституционного суда Украины от 14 декабря 1999 г. в отношении трактовки статьи 10 Конституции Украины и постановлением Кабинета Министров Украины №1004 от 21 июня 2000 года исключено применение органами власти и местного самоуправления любого другого языка, кроме украинского, даже в тех местах, где национальные меньшинства составляют большинство. Параллельно в парламент внесен законопроект о введении административных наказаний и штрафов за "неупотребление украинского языка".
Упомянутое Постановление Кабмина кроме того в приказном порядке предписывает изучать украинский язык не только государственным служащим, но и предпринимателям, работникам сферы обслуживания, инженерно-техническим работникам, работникам национально-культурных обществ, и, что вызывает у русского населения особое беспокойство, предполагает утверждение украинского языка даже в быту.
Постоянно нарушается право русских жителей на общение с государственными органами на родном языке. Например, в Ивано-Франковской, Полтавской и других областях в ответах на запросы государственные органы указывают на недопустимость обращений на русском языке, есть случаи отказа от рассмотрения обращений по этой причине.
В регионах традиционного проживания русского населения демонтируются надписи и другая публичная информация на русском языке.
Всеобщее возмущение вызвал проект постановления Львовского городского совета о моратории на русскоязычные песни. Однако под давлением общественного мнения и после визита в июне 2000 года Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств львовские депутаты отказались от этого намерения. В то же время сейчас на владельцев кафе и магазинов, жителей города оказывается давление; в частности, национал-экстремистскими организациями при поддержке городской власти создана народная дружина "Отряды украинизации", которые осуществляют функции языковой полиции.
Жесткую политику дискриминации русскоязычного населения ведет Львовская областная администрация. Еще в апреле 2000 года губернатор С. Сенчук запретил трансляцию на территории области общегосударственной радиостанции "Наше радио" по той причине, что она работает на русском языке. Высший арбитражный суд отменил это решение, однако до сих пор С. Сенчук отказывается выполнять постановление суда.
20 июня 2000 года Львовский областной совет принят решение № 311, которым запретил использование любого другого языка, кроме государственного, в документации не только государственных, но и частных учреждений, при оказании услуг, в преподавании во всех учебных заведениях области, кроме школ национальных меньшинств. Кроме того, введен дискриминационный сбор с печатной продукции на неукраинском языке в размере 50% от стоимости. Теперь книга на родном языке для русских станет практически недоступной. Введен также фактический запрет на концерты и спектакли на русском языке.
Доступ русских общественных организаций к средствам массовой информации, особенно государственным, серьезно невозможен практически во всех областях Украины.

Образование на родном языке


Остается господствующей тенденция к методичному и масштабному вытеснению русского языка из сферы образования. Не считаясь с мнением родителей и учеников, власти в директивном порядке изменяют языковой статус школ, прекращают набор в первые классы с русским языком обучения. Назначение директоров школ происходит без учета мнения русских организаций и родительских комитетов, вследствие чего, например, во Львове директорами двух русских школ (№17 и №35) назначены люди, которые даже не общаются на русском языке.
Национальных русских школ в Украине нет, существуют "украинские школы с русским языком обучения", которые обучают по единой программе лишь с добавлением русского языка и литературы.
Только с 1996 по 2000 годы число русскоязычных школ в Украине сократилось на 541 - с 2940 (13,8 % от общего количества школ) до 2399 русских школ (около 10% всех школ Украины). Количество учеников, обучающихся на русском языке, с 1996 по 2000 год сократилось на 579 тысяч человек.
Правительство придерживается двойного стандарта при определении пропорции школ с русским и украинским языками обучения. Так, упомянутое постановление Кабмина от 21 июня 2000 г. предусматривает двоякую формулировку приведения сети общеобразовательных учебных заведений в соответствие "с национальным составом населения в регионах" и с "потребностями населения". В первом варианте нарушаются права значительного числа граждан, которые не являются русскими по национальности, но считают русский язык своим родным. Например, в Одессе в 1996-97 учебном году было 107 школ с русским языком обучения, что соответствовало доле русскоязычных жителей города (73%). В 1998-99 учебном году это число сократилось до 51 (36%), а в 2000-01 гг. планируется дальнейшее сокращение до 46 школ (32%). В Харькове согласно переписи 1989 г. более 72% населения признали родным языком русский. В соответствии с этим в городе работало 46 украинских, 50 двуязычных и 91 русская школа. Однако в 1997/98 учебном году сеть школ города скорректирована таким образом, что русских школ осталось 60, двуязычных - 33, а число украинских школ более чем удвоилось и составило 97. В то же время в Западной Украине и в Киеве процент русскоязычных школ значительно ниже процента этнических русских в составе населения. Так, в Киеве, где русское население составляет 21%, из 324 школ лишь в 19 (6%) обучение ведется на русском языке, причем в девяти из них младшие классы обучаются на украинском. На восемь областей Западной Украины, где проживает 740 тысяч русскоязычных жителей, осталось лишь 13 школ с русским языком обучения. В Ровенской, Тернопольской и Киевской областях их нет вообще, в Волынской, Ивано-Франковской, Хмельницкой и Черкасской осталось по одной школе. На Львовщине за десять лет число учеников, обучающихся на русском языке, сократилось с 35 тысяч до 7 тысяч (в 5 раз!). Во многих областях (например, в Кировоградской и других) существует негласный запрет на создание элитных школ (гимназий, лицеев) с русским языком обучения.
Число студентов высших учебных заведений Украины, обучающихся на русском языке, также имеет тенденцию к стремительному уменьшению. Кроме того, вузы, в которых обучение частично ведется на русском языке, имеются лишь в восточных и южных областях страны. В западных и центральных областях нет ни одной академической группы с преподаванием на русском языке, за исключением нескольких отделений русской филологии. Существует проблема подготовки учителей для школ с русским языком обучения.

Формирование атмосферы терпимости, защита от дискриминации и насилия


Очагом нетерпимости в отношении русских является Западная Украина, в частности, Львовская область. Нашумевшие события в связи с убийством в пьяной драке украинского композитора Игоря Билозира развернулись в широкомасшатбную антирусскую кампанию с уличными погромами. Власти не приняли мер для локализации межэтнического противостояния, наоборот, публичные высказывания губернатора С.Сенчука, который назвал смерть Билозира "политическим убийством", выступления других представителей власти и СМИ способствовали эскалации конфликта. Это явилось проявлением последовательной политики местных властей последних 10 лет. Русский культурный центр во Львове неоднократно подвергался нападениям (погромы, поджоги, попытки взрыва и т.д.), поджигались двери квартир русских общественных деятелей, русские граждане постоянно терпят нарушение своих прав и оскорбления национального достоинства (только в июне во Львове с жалобами обратилось около десяти человек), в городе постоянно проходят митинги национал-экстремистских сил с призывами к межнациональной розни, к выселению русских из города, раздаются лозунги "Утопить жидов в русской крови", "Хороший русский - это мертвый русский" и т.п. Ни разу виновные не были привлечены к ответственности, ни разу власти не дали этому надлежащую оценку.
Правительство Украине не в состоянии защитить русских не только в Западной, но и в Восточной Украине. По всей Украине есть многочисленные случаи давления на активистов русских организаций со стороны властей, факты физического насилия.

Кроме перечисленных, на Украине есть еще немало проблем, связанных с нарушением прав русского населения. Как характерное проявление этнократической политики правительства следует отметить фактический запрет на создание национальными меньшинствами своих политических партий. Зарегистрировать, например, "Русскую партию" в Министерстве юстиции Украины невозможно.

Мы готовы предоставить более подробную информацию и материалы по всем интересующим вопросам.


Председатель
Русского Движения Украины Александр Свистунов


Вернуться на страницу "Актуальные события"


Hosted by uCoz