СВИСТУНОВ Александр Григорьевич,
Председатель Организационного комитета
по созданию Межнационального Форума Украины
Становление межнационального движения на Украине и задачи его развития
В своем докладе я предлагаю главные принципы консолидации национальных обществ Украины и создания Межнационального Форума, который станет действенным инструментом формирования подлинно гражданского полиэтнического общества в нашей державе.
Главным вопросом существования каждого национального сообщества являются гарантии сохранения, полноценной реализации и развития его особенностей в рамках конкретного социального организма.
Именно стремлением добиться таких гарантий объясняется конструктивная гражданская позиция национальных общностей нашей страны в период обретения государственной независимости Украины. Тогда инициаторы независимости обещали создать для неукраинцев условия более благоприятные, чем в их праотечествах. Однако практически новое государство сосредоточилось на украинском национальном возрождении, посчитав титульную нацию наиболее пострадавшей от тоталитаризма. Но известно, что немало пострадали и другие народы.
Этап своего культурного возрождения национальные общности Украины преодолевали самостоятельно, без ощутимой государственной поддержки. Всего неукраинцы, среди которых представлены 128 национальностей, составляют порядка 14 миллионов человек (без учета подкарпатских русинов, признанных всем цивилизованным миром как отдельный народ). Это в среднем население восьми областей. Удовлетворить в достаточной мере потребности такого количества населения частным образом просто нереально.
Немало положительных оценок от международных организаций получило законодательство Украины в сфере прав национальных меньшинств, в частности, Закон "О национальных меньшинствах" и другие законодательные акты. Парламентом также ратифицированы Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств. Реализация этих документов могла бы стать основой гарантий существования каждой национальной общности. Однако практическое воплощение большинства положений как отечественных, так и международных документов явно тормозится на исполнительном уровне.
На девятом году независимости наше многонациональное государство не имеет внятно сформулированной государственной политики в национальной сфере. На практике создается моноэтническая модель общества. Принцип консолидации украинского социума, внедряемый нынешней государственной политикой, предусматривает присоединение отдельных элементов национальных общностей к украинскому этнополитическому массиву без сохранения их особенностей и связей со своей общностью. По сути этот процесс носит ассимиляционный характер, что противоречит духу международного права.
Не может не беспокоить то, что богатый потенциал многих национальностей остается невостребованным. Это, с одной стороны, умаляет роль национальных общностей до уровня социально неполноценных категорий населения, с другой - препятствует консолидации общества для решения насущных проблем и лишает украинскую нацию их энергичной поддержки.
Не следует забывать, что все мы - болгары и ромы, венгры и татары, евреи и греки, румыны и русские, русины и поляки, а также многие другие, кто столетиями жил и трудился на этой земле, являемся государствообразующими этносами Украины наряду с украинцами. Мы не иммигрировали на Украину, мы вошли в ее состав со своей землей, своими городами и селами. В то же время мы выступаем за территориальное единство Украины. Без общего труда всех национальностей, составляющих народ Украины, невозможно себе представить будущее Украины. Я умышленно избегаю выражения "национальное меньшинство", зная, что такое обращение обижает представителей народов, много поколений живущих на украинской земле.
Мировое сообщество считает этническое многообразие общественным достоянием, поскольку многочисленные и разноуровневые связи между отдельными элементами общества укрепляют его стабильность и уменьшают опасность нарушения социального и политического равновесия в государстве.
Мы выступаем за полиэтническую модель построения общества, при которой все составляющие социального организма консолидировались бы на паритетных началах, сохраняя при этом свою целостность и специфические особенности и имея возможности для реализации своих интересов.
Серьезным недостатком является практическое отсутствие влияния национальных общностей в политической сфере Украины. Разумеется, в органах исполнительной и законодательной власти работают люди разных национальностей, однако они присутствуют там не как представители той или иной национальной общности. Постоянные попытки включить нас в политический процесс в роли сателлитов тех или иных партий не приносят должного результата, не содействуют решению национальных проблем и не могут удовлетворить возрастающее стремление национальных обществ играть заметную роль в общественной жизни страны.
Пробным камнем объединения различных национальных организаций для решения проблем в этой плоскости стала созданная в декабре 1998 года Конфедерация национальных обществ западных областей Украины. В этом регионе, как известно, издавна проживают различные национальные группы и именно здесь наиболее четко проявляются недостатки государственной этнополитики. Идея объединения была с энтузиазмом встречена большинством национальных обществ. В работе Первого съезда, состоявшегося 6-7 февраля 1999 г. во Львове, приняли участие более 50 организаций. Сейчас в Конфедерации представлены наиболее многочисленные национальные группы региона: белорусы, венгры, греки, евреи, немцы, поляки, ромы, румыны, русины, русские, татары. Конфедерация сформулировала общие задачи и выработала механизм взаимодействия между организациями. Однако мы убедились, что в настоящее время центр тяжести государственной этнополитики находится, к сожалению, не в регионах. В связи с этим 20 июня 1999 г. Координационный совет Конфедерации национальных обществ принял решение инициировать создание Межнационального Форума Украины - объединения общегосударственного масштаба. В ходе предварительных консультаций эта инициатива была поддержана большинством крупных региональных и всеукраинских организаций, в частности болгарской, венгерской, греческой, еврейской, немецкой, польской, румынской, русинской, русской, татарской и других национальных общностей.
3-го октября прошлого года был создан Организационный комитет, который проделал серьезную работу по формулированию целей и задач Форума, подготовке документов и формированию делегаций. Сегодня на нашем съезде представлено подавляющее большинство наиболее крупных национальных общностей страны, которые представляют все культурное и этническое многоцветье Украины.
Каждая из национальных общностей на Украине имеет свои специфические проблемы. Полагаю, на этом подробнее остановятся мои коллеги. Позволю себе лишь кратко очертить круг общих проблем.
В наших праотечествах - Венгрии, Румынии, Польше, России и других странах государственные органы выделяют средства на поддержку национальных меньшинств, в том числе и украинской диаспоры. В Украине этого не происходит. Бюджет 1999 года не предусматривал ни одной копейки на поддержку национальных обществ. Мы понимаем экономические трудности государства, но на Общество "Просвита" и программы по поддержке культуры титульной нации средства нашлись!
Большинство национальных общностей испытывает трудности с удовлетворением образовательных потребностей. Недостаточна сеть общеобразовательных школ и дошкольных воспитательных учреждений, отсутствует вертикаль образования на национальных языках. В 1998 году Министерство образования предприняло попытку внедрить такую модель образования для национальных общностей, где обучение на родном языке предполагалось ограничить тремя классами. То есть сохраняется тенденция, грозящая уничтожением образовательной инфраструктуры национальных общностей.
Закон о языках, принятый в 1989 году, серьезно устарел, однако процесс принятия нового закона уже несколько лет тормозится. Тем временем Кабинет Министров выдвигал законопроект "О развитии и применении языков в Украине", который предусматривал неоправданное распространение государственного языка на неофициальную сферу и сферу свободного языкового выбора, а также содержал механизм административных наказаний за неприменение государственного языка.
Наблюдается угрожающее нивелирование потребностей национальных общностей в структуре государственного управления Украины. Министерство по делам национальностей сначала было понижено в статусе до уровня Госкомитета, который сейчас вообще расформирован, а основные функции его переданы в Министерство культуры. Но ведь потребности национальных общностей выходят далеко за пределы культурной сферы!
В отдельных регионах, в частности в западных областях Украины и Киеве, открыто публикуются материалы и обнародуются высказывания, унижающие честь и достоинство национальных общностей, разжигающие межнациональную рознь. Имеют место и факты физического воздействия на деятелей национальных обществ, хулиганские выходки с национальным подтекстом. Все это остается без оценки и должного вмешательства со стороны органов государственной власти.
В некоторых областях, особенно в пределах Западного региона практикуется подбор руководящих кадров только из представителей доминирующей нации, мощный кадровый потенциал других национальностей остается невостребованным.
Многие национальные общества не имеют условий для реализации своих задач по сохранению и развитию достижений своих культур из-за отсутствия помещений или непомерной оплаты за помещения, даже предоставленные государством. Правительство уже несколько лет не может найти оптимальный вариант концепции национально-культурной автономии, которая бы обеспечивала реальную поддержку национальных культур при участии государства.
Отдельной темой стоило бы выделить вопрос о непредставленных народах. Они не только лишены поддержки государства, но порой даже не признаются как таковые.
Это лишь наиболее характерные проблемы, с которыми сталкиваются многие национальные общности. Как видим, их немало.
Кто-то может возразить: мол, не везде так плохо, есть области, где национальные проблемы решаются конструктивно.
Согласен. Но примеры надлежащего отношения к нашим проблемам - скорее исключение, результат доброй воли отдельных руководителей или здорового политического климата в той или иной области. Это не показатель четкой государственной политики и лишь подчеркивает отсутствие гарантий, получить которые мы стремимся.
Исходя из этого, основные цели, для достижения которых мы сегодня должны объединить свои усилия, таковы:
- создание полиэтнического гражданского общества на Украине, консолидация различных элементов общества во всем их многообразии вокруг общих принципов, отраженных в наших программных документах;
- создание действенного механизма гарантий сохранения национальных общностей как полноценной составляющей социального организма Украины, удовлетворение их насущных потребностей;
- активное участие национальных обществ Украины в общественно-политических процессах и обеспечение их влияния в социально-политической сфере;
- повышение роли национальных общностей в жизни страны для укрепления взаимовыгодных связей между Украиной и государствами - их праотечествами.
Украина - молодое государство. Сейчас только закладываются основы его идеологии. И от того, какими будут эти основы, зависит наше будущее. Поэтому мы должны принять деятельное участие в формировании идеологической платформы и активно содействовать строительству государства на ее основе.
Теперь позвольте остановиться на организационных аспектах создания Межнационального Форума Украины.
Как известно, продолжительное время на Украине существует Совет национальных обществ. Несмотря на имеющую место, часто обоснованную, критику в его адрес, Совет национальных обществ занимает определенную нишу в общественной палитре Украины. Поэтому изначально наш Оргкомитет исключал возможность создания Межнационального Форума как конкурирующей или альтернативной структуры по отношению к Совету национальных обществ. В основу строительства Форума закладываются иные принципы.
Отдельными национальными обществами Украины проделана огромная работа, результатом которой стало возрождение национального самосознания, духовности. Благодаря этому заложены основы, позволяющие нам сейчас сделать следующий шаг в реализации интересов всех национальных общностей Украины.
Мы пришли к выводу, что создавать объединение исключительно из всеукраинских организаций было бы нецелесообразно. Структуры различных национальных общностей имеют разную степень вертикальных взаимосвязей и находятся на разных уровнях самоорганизации. В конечном счете конкретная работа ведется в областях и наибольшим влиянием пользуются региональные лидеры, которые непосредственно работают с людьми. Поэтому Межнациональный Форум должен в первую очередь объединить усилия наиболее представительных и крупных региональных национальных обществ, за которыми стоят реальные люди и чья деятельность приносит конкретный позитивный результат. Такой подход наиболее оптимален для включения рядовых представителей национальных общностей в политические процессы.
В качестве организационной формы объединения избран союз общественных организаций. Это позволит, с одной стороны, объединить в рамках Межнационального Форума широкий спектр национальных обществ, а с другой - сохранить за организациями-членами Форума полную внутреннюю самостоятельность.
Ключевой задачей объединения национальных обществ является повышение их влияния в социальной и политической сферах. В связи с этим в адрес Оргкомитета поступали предложения вместо Форума сразу создать партию. После серьезного анализа Оргкомитет отклонил эти предложения. Мы исходили из следующих соображений. Сейчас в Украине зарегистрировано уже около 100 партий, из которых реальный электорат и свою специфическую нишу имеют не более десяти-пятнадцати. Создавать организацию, призванную защищать интересы национальных общностей Украины, монтируя ее с крыши, по примеру партий-однодневок - значит на корню подорвать основы и саму идею такого объединения.
Оргкомитет признал более целесообразным эволюционный путь развития форм реализации социально-политических устремлений национальных общностей. Создание Межнационального Форума Украины как союза национальных обществ даст возможность вовлечь в этот процесс широкие массы граждан.
Перед Межнациональным Форумом ставится стратегическая задача создать модуль организационной структуры, которая могла бы вместе с другими заинтересованными общественными силами сформировать партию или блок партий. Такой основательный подход, на наш взгляд, послужит залогом успеха в решении поставленных задач. Результатом этого должно стать участие в выборах и обеспечение представительства интересов национальных общностей Украины на всех уровнях, в первую очередь - создание фракции в парламенте, что позволит успешно лоббировать наши общие интересы и на исполнительном уровне.
Нам видится, что ближайшими, тактическими задачами Межнационального Форума Украины является консолидация наиболее мощных и представительных национальных обществ, обеспечение управляемости созданной структуры и интенсивный поиск потенциальных партнеров для участия в выборах.
Важнейшей задачей я считаю повышение нашего общественного статуса и самосознания. Мы еще сильно разобщены и недостаточно организованы. Мы еще плохо понимаем свое значение как для самих себя, так и для Украины.
Многие страны мира специально привлекают иммигрантов, стремятся разнообразить национальную палитру. Украина в этом не нуждается. У нее есть своя реальная и богатая палитра коренных народов, способных помочь своей стране добиться прогресса и увидеть перспективу.
(Доклад на Межнациональном Форуме Украины 6 февраля 2000 года)
|