Что такое РДУ

Наш лидер

Документы

Издания

Присоединиться к нам

Актуальные события

Межнациональный Форум

Правовая библиотека

Web-ресурсы

Полезные ссылки

ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ УКРАИНЫ


Александр Свистунов,
председатель
Межнационального
Форума Украины



Межнациональный Форум Украины, состоявшийся в феврале этого года, вызвал значительный интерес со стороны как национальных обществ, так и других общественных и политических организаций нашей страны. Причиной такого резонанса стала, в первую очередь, новизна в подходах к решению насущных проблем. Впервые национальные общности Украины не свели разговор к традиционному перечислению трудностей, которые из года в год не сходят с повестки дня, но констатировали тот факт, что в саму идеологию национального строительства нашего государства заложены ошибочные принципы, делающие поставленные проблемы изначально неразрешимыми.
С момента провозглашения независимости Украины взят курс на строительство мононационального государства, государства украинской нации. Понятию "украинская нация" пытались придать не этнический, а политический характер, подводя под это понятие "граждан Украины всех национальностей". В то же время реальная политика государства в отношении языков, культур, общественного статуса национальных общностей Украины свидетельствует о том, что им отведена роль лишь фрагмента декорации на фасаде "украинской политической нации".
Поэтому становится понятным, почему на девятом году независимости общество остается разобщенным как по политическим и социальным, так и по национальным признакам. И дело не только в том, что мононациональная идеология не соответствует полиэтническому составу населения Украины. Значительно важнее, что реализуемая мононациональная концепция идет вразрез не только со стратегией Европейского сообщества, но и со всем ходом цивилизационного развития в мире.
Современный уровень развития мировой экономики, технологий и коммуникаций серьезно изменили смысл многих понятий. Такие, казалось бы, неоспоримые ценности, как стремление каждой нации к государственному обособлению, внутринациональной консолидации, строительству национального государства уступили место иным приоритетам. Унитаристские и этнократические тенденции в национальной политике противоречат демократическим правовым принципам и содержат угрозу нарушения социального и политического равновесия. Современные развитые общества признают важнейшей ценностью стабильность, которая является залогом развития экономики, культуры, роста уровня жизни населения и общественного прогресса в целом. Исходя из этих интересов большинство государств Европы, невзирая на этнический состав их населения, последовательно придерживаются стратегии интеграции, делая границы между собой все более и более условными. Важным компонентом европейских интеграционных процессов является политика в отношении национальных меньшинств. Этническое многообразие, сплоченное между собой множеством разноуровневых связей, справедливо считается фактором укрепления не только стабильности в отдельных государствах, но и европейской безопасности в целом. Формирование политических наций внутри многонациональных государств происходит на основе баланса интересов и целой цепи гражданских и межэтнических соглашений. Ситуация, при которой национальная общность чувствует себя ограниченной в своих жизненно важных правах, считается конфликтогенной и взрывоопасной. Конкретные механизмы предотвращения любой напряженности на межэтнической почве предусматривают европейские документы: Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств и ряд других. На практике национальные общности, составляющие меньшинство в том или ином государстве, признаются органичными составляющими общества, самоценными и полноправными участниками всех процессов, происходящих в государстве. Такая роль национальных общностей обеспечивается конкретными механизмами реализации их прав на развитие культуры, на образование, на участие в принятии политических решений и т.д.
С сожалением приходится констатировать, что ничего подобного на Украине не происходит. Напротив, несмотря на ратификацию всех перечисленных документов, по части решения проблем национальных общностей происходит обратный процесс. Этому способствует государственная идеология, которая ориентируется исключительно на принцип самоопределения украинской нации. Национальным общностям, проживающим в Украине, не отводится самостоятельная общественная роль, они вправе существовать лишь как этнокультурные резерваты внутри украинской нации. За национальными общностями по существу не признаются их коллективные права.
Такая идеология несет в себе угрозу потенциальных конфликтов, вызванных неудовлетворенностью национальных общностей своим статусом в обществе. Именно это вызвало серьезную озабоченность участников Межнационального Форума, которые признают закон единственно приемлемым орудием для отстаивания своих интересов.
Обсудив существующее положение, национальные общества, принявшие участие в работе Межнационального Форума Украины предложили новый подход к формированию общегосударственной идеологии. Ее целью должно стать строительство полиэтнического гражданского общества.
В основу государственной идеологии должен быть положен принцип, при котором консолидация общества происходит на общегражданской основе, все его члены сохраняют свою идентичность и связь со своей общностью. Национальные группы участвуют в общем деле строительства государства в качестве отдельных целостных компонентов. Каждая из национальных общностей должна обладать всей полнотой прав, предусмотренных международными и европейскими документами. Политика государства должна иметь четкую направленность на преодоление межэтнической нетерпимости, укрепление духа общегражданской солидарности.
Предложенные основополагающие идеологические принципы являются гарантами стабильности, сплоченности общества, которая обеспечит реализацию потенциала каждого народа на благо Украины.

Выдвинув идею формирования полиэтнического гражданского общества, национальные организации Украины создали структуру, которая должна стать выразителем этой идеи, воплощать ее на практике. Перед этим объединением ставятся прежде всего задачи общественного и политического представительства общих интересов. Поэтому Межнациональный Форум, как широкое общественное движение, должен стать базисом для политической структуры.
Как известно, на Украине отсутствуют законы, которые предусматривали бы действенный механизм участия национальных общностей в общественной и политической жизни государства. Поэтому коллективное представительство в органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления возможно лишь через участие в выборах на общих основаниях. Февральский Форум засвидетельствовал, что национальные общества готовы к такой постановке вопроса. Прежде всего это касается многочисленных национальных групп, которые не могут удовлетворить свои насущные потребности частным образом. Это белорусы, венгры, греки, евреи, молдаване, немцы, поляки, ромы, румыны, русины, русские, татары и другие народы. Они осознали общность своих интересов и преимущества сплоченной борьбы за свои права.
Преимущества эти очевидны. В настоящее время своего представительства в высшем законодательном органе страны сумели добиться лишь те народы, которые относительно многочисленны и проживают компактно. Это венгры, румыны и крымские татары. Можно было бы еще назвать нескольких депутатов от русского населения, которые явно избирались в таком качестве. Механизмом для избрания этих представителей стали мажоритарные округа. Однако не стоит забывать, что определение границ округов относится к компетенции местных органов власти и решающего влияния на этот процесс национальные общности на следующих выборах иметь не будут.
Учитывая последние политические изменения в стране стоит ожидать обострения проблемы национального представительства. Референдум одобрил сокращение числа народных депутатов Украины с 450 до 300. Если на следующих выборах сохранится существующая система выборов, при которой половина депутатов избирается в мажоритарных округах, эти округа должны увеличиться в 1,5 раза. Соответственно, компактные поселения национальных общностей будут составлять меньший процент от общего числа избирателей округа и этот механизм представительства может заблокироваться. Если же парламент будет формироваться полностью по пропорциональной системе, то ни одна отдельно взятая национальная общность не сможет сформировать общегосударственную структуру и набрать проходное количество голосов. Исключение могут составить разве что русские в силу их многочисленности.
Вывод напрашивается сам по себе: задачу представительства своих интересов в масштабе Украины национальные общности могут решить лишь совместно. Платформой для такого объединения служит стремление разрешить общие проблемы и приложить свои усилия к созданию такого общества, в котором бы и титульная нация и национальные общности чувствовали себя полноценными и функциональными составляющими.


Вернуться на страницу "Публикации"


Hosted by uCoz