Между тем факты упрямо твердят свое. Вот, например, характеристика экономического развития дореволюционной России, данная известным английским экономистом начала века Эдмондом Зей, отнюдь не симпатизировавшим царской России: "Если у больших европейских наций события между 1912 и 1950 годами будут протекать так же, как они развивались между 1900 и 1912 годами, то к середине настоящего века Россия станет выше всех в Европе, как в отношении политическом, так и в области финансово-экономической".
В связи с этим любопытно отметить следующий факт: именно в Российской Империи, притом уже в XVIII ст., в царствование Императрицы Екатерины II, впервые в мире были изданы законы, облегчающие условия труда - запрещен ночной труд женщин и детей, установлен 10-ти часовой рабочий день на заводах и т. п.
Показательно, что трудовой кодекс Екатерины II, изданный в России для заграницы на французском и латинском языках, был запрещен для обнародования во Франции и Англии как "крамольный". К началу Первой мировой войны трудовое законодательство в России было самым совершенным в мире. За два года до войны президент США Уильям Тафт публично заявил: "Русский Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может". Уже из этого небольшого обзора видно, что отсталая и "немытая" Россия - миф и не было реальных причин для революций.
А ведь мы затронули только социально-экономическую сторону жизни России. Но были же еще народное образование, медицина, наука и культура, религия...
Наши предки, наши прадеды и деды не ценили и не понимали, что за сокровище - эта их Православная Святая Русь. А потому и не сберегли "всю эту мощь, сложность, богатство, счастье"!
Так в чем же причина гибели России?
Были на Руси великие праведники и пророки, не только предугадавшие гибель России, но и указавшие путь к исцелению. Еще Достоевский в "Бесах", а позже в "Братьях Карамазовых" предупреждал русское общество о грядущей опасности: "Если Бога нет - все позволено".
Не поняли. Слишком увлечены были нигилизмом.
Накануне революции 1905 года, когда, казалось, еще ничто не предвещало грядущих испытаний, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал: "Россия, если отпадешь от своей веры, как отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа - конец мира близок. Бог отнимет благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами".
Не прислушались к словам праведника - и лишился народ Православного Царства, и кровь человеческая потоком хлынула на Русскую землю.
Но ведь еще задолго до отца Иоанна Кронштадтского и Достоевского о том же предупреждали и преподобный Серафим Саровский, и святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), и Оптинские старцы, и русские монахи с греческого Афона. И все об одном: будет в России Православие, будет и Россия, не будет Православия - не станет ни России, ни народа русского.
Сейчас, когда наш народ переживает тяжелый духовный кризис, как важно именно православное понимание событий, происходящих в Отечестве и мире, и отношение к ним на основе многовекового опыта Святых Отцов Церкви, а не на политических амбициях современных политиков (даже и патриотов), совершенно лишенных элементарного духовного разумения и молитвенного делания.
Нам крайне необходимо понять, что за 70 лет господства богоборчества на нашей земле в сознание нашего народа настолько сильно врезалась печать советчины, печать добровольного богоотступничества и отступления от правомыслия, что уже трудно говорить о нас как о наследниках некогда великой Православной русской нации.
И абсолютно правы были советские идеологи (начиная с Ленина), твердившие миру, что им удалось создать совершенно новую человеческую формацию - советский народ, с собственным, отличным от старорусского (как и грузинского, литовского и т. д.) менталитетом, сознанием и подходом к решению жизненных проблем.
Это стало возможным благодаря отходу русских людей от своих многовековых корней. Поэтому именно сейчас необходимо предпринять попытку "русификации" советского человека, т.е. начать возвращение к нашим духовным первоистокам, к Православию, стать на путь постепенного избавления от поврежденного духом богоборчества русского сознания.
Путь этот нелегкий. Путь этот долгий. Начинать его нужно каждому из нас, начинать с самого себя прежде всего. Но путь этот неизбежен, если мы не хотим исчезнуть совсем, теперь уже в антикультуре и "американском" менталитете. В этом и заключается главная миссия современной русской интеллигенции.
Федор Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Русский человек без Православия ничего не стоит". И это действительно так. Лучшие умы русской культуры это хорошо понимали. Но что мы знаем о них?
Мы хорошо помним имена и писания разного рода нигилистов, революционеров и ниспровергателей, начиная от Герцена и Чернышевского, но многие ли из нас читали труды истинных русских патриотов: славянофилов Хомякова, Киреевского, Аксаковых, государственников Константина Леонтьева, Льва Тихомирова, Константина Победоносцева, историка Нечволодова, философа Ивана Ильина, церковных писателей - митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Константина (Зайцева) и других. Да и труды Пушкина, Гоголя, Достоевского хорошо ли мы знаем? В особенности же их дневники?
"Без любви к Богу никому не спастись, а любви к Богу у вас нет... Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви... Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви...
Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы пойдете, но в капитан-исправники... - последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездеятельной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам".
Так писал Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями". Как остро и современно звучат эти слова. А сколь удивительны его "Размышления о Божественной литургии", или составленные им Православные молитвы. "В них русский дух, в них Русью пахнет", - как сказал другой великий русский.
Наши далекие предки называли нашу родину - Святая Русь. Конечно не потому, что все русские в ней были святые. Нет, не было этого. Но потому, что общепризнанным идеалом народным была святость во Христе. В этом удивительном названии проявилась не гордость народная, но великий молитвенный порыв соборной народной души. В гордости же наш народ трудно обвинить. Пожалуй, нет в мире другого такого народа, столь неистово обличавшего свои немощи и пороки.
Так давайте же прислушаемся к словам Предстоятеля Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Виталия: "Как важно понять, что сейчас больше всего нужно для русского народа. Мы читаем о бесконечных партиях, которые растут словно грибы после хорошего дождя. И каждая предлагает свои рецепты на возрождение России, на возрождение экономики и прочее, не понимая, что надо обновить русское сердце.
Если у вас нет сердца, вы ничего не сможете сделать. Мы знаем это прекрасно, каждый на своем опыте: если нет сердца, никакое дело не будет спориться.
Нужно исцелить сердце русское. Оно дряхлое сейчас, безбожием опустошенное, пустое. И вот нужно его заполнить молитвою.
Когда русский человек начнет сердечно молиться, восстановятся и финансы, и все восстановится.
Сердце диктует всему: рукам, ногам, всему человеку - уму его диктует: как лучше сделать. Это тайна всякого человека, в особенности русского человека, который себя назвал Святой Русью...
Это название вышло из недр русского народа. Сам Господь его так назвал. Оно вышло из стихии, из сердца молящегося русского человека.
Да, существует Русь, Святая Русь. И чем она больше займет места в России, тем Россия будет лучше жить".
Один современный нам иерарх сказал: "Патриоты, клянущиеся в любви к России и одновременно отвергающие Православие, любят какую-то другую страну, которую они себе выдумали".
Нам всем следует хорошо подумать над этими словами.
Время нигилизма должно, наконец, пройти. Время советчины, веруем, прошло безвозвратно. Приспело время становиться русскими, иначе мы исчезнем, растворимся в иных народах, как исчез древний народ вавилонский.
А русскими без Православия стать никак нельзя!
Виталий ШУМИЛО,
г. Чернигов
|