В наше смутное время, когда лицо, расколовшее Церковь, показывают по центральным каналам телевидения в обществе сильных мира сего, называя его "Патриархом всея Руси-Украины", когда простушка-бабушка, посмотрев единственный телеканал у себя в хате, кричит: "Дайте мені Українську церкву!", каждый православный должен быть всегда готов дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании.
|
С самых первых дней своего бытия Церковь Христова являла собой единую семью Церквей-сестер. Апостолы, рукополагая епископов и пресвитеров, поставляли их главами общин – Церквей, которые находились в различных городах Римской империи. Эти Церкви, основанные апостолами, были независимы друг от друга в делах внутреннего самоуправления и избрания своего епископа. Однако они теснейшим образом были связаны между собой через единство веры, основанной на Евангельской проповеди и любви, которая была деятельным продолжением веры. Для решения вопросов, важных для всех Церквей, уже в апостольское время собирались соборы епископов. Единением епископов Церкви на соборе есть внешнее выражение единства всей Православной Церкви. Это единство основывается на том, что в каждой из Поместных Церквей, как и в каждом православном приходском храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Однако только единством всех православных общин между собой мы можем достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом. Объединение таких православных общин на определенной территории и составляет Поместную Православную Церковь, которая также называется автокефальной Церковью.
"Автокефалия" в переводе с греческого означает "самоглавие" и предусматривает самостоятельное избрание Церковью своего Предстоятеля и независимость в делах внутреннего управления и внешних сношений. Автокефальность для новой Поместной Церкви может быть дарована только той церковью, в управлении которой она находилась изначально и частью которой она пребывала. Условием автокефальности являются:
– наличие в Церкви как минимум трех епископов, имеющих каноническое право избрать и рукоположить главу Церкви;
– высокий уровень церковной жизни местного Православия;
– согласие Матери-Церкви.
Автокефалию может даровать Вселенский Собор, представленный епископами всей Церкви, или же Поместный собор автокефальной Церкви, но только по отношению к части своей Церкви. В любом случае все автокефальные Православные Церкви имеют равные права.
Автокефалия не может быть предоставлена государственной властью, не может провозгласить автокефалию и часть епископов Поместной Церкви, отделившаяся от остального епископата. Не может предоставить автокефалию и одна Поместная Церковь по отношению к части другой Церкви.
Основанием для провозглашения автокефалии является польза для самой местной Церкви, создание необходимых условий для ее спасительной миссии. Вместе с тем, епископат и народ Поместной Церкви, при определенных условиях могут отказаться от своей автокефалии и присоединиться к другой Церкви.
Автономной Церковью называется та, которая пользуется самостоятельностью в делах внутреннего самоуправления, но избрание ее Предстоятеля и внешние церковные сношения происходят через автокефальную Церковь, к которой она принадлежит. Взаимные отношения Поместных Церквей можно описать словами: "В главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь".
Формирование современной семьи автокефальных Церквей есть длительный исторический процесс, обусловленный как внутрицерковными, так и политическими, национальными и географическими причинами.
По мере роста церковной общины античного города Римской империи, возглавляемой епископом, появилась потребность поручать отдельные городские районы заботам священников, которые совершили здесь богослужения и проповедь с санкции местного епископа. До сих пор приходской священник руководит жизнью общины исключительно в силу полномочий, предоставленных ему епископом. Усложнение церковной жизни и отношений между различными городскими общинами привело в II-III вв. к выдвижению епископа столичного города провинции, который назывался митрополией, на первое место в вопросах веры и церковного устройства среди прочих епископов. Такой епископ начинает именоваться архиепископом или митрополитом. Так возникла основа церковного строя – митрополитское управление, которое получило окончательное оформление в нормах канонического права в течение IV в.
Границы митрополий совпадали с границами провинций Римской империи. Высший тип церковного объединения – патриархат, соединявший в себе несколько митрополий, – возник на основе более крупных административных единиц империи – диоцезов и префектур, где патриархом становился епископ политического центра такой территории. Именно на основе этих церковных образований, в результате получения самостоятельности митрополиями древних патриархов, и возникли сегодняшние автокефальные Православные Поместные Церкви. Особенно это относится к славянским Православным Церквам, которые, выделившись со временем их Константинопольского Патриархата, стали играть выдающуюся роль в жизни вселенского православия.
В настоящее время существует пятнадцать автокефальных Поместных Церквей. Обычно перечисление этих Церквей совершается в порядке диптиха. Диптих – список, в котором все Поместные Церкви и их Предстоятели перечисляются в определенном порядке. Место упоминания Церкви в диптихе основано на древности и авторитетности той или иной, а также связано с титулом, который носит ее Предстоятель. Это место совершенно не связано с тем, что одна Церковь является лучше или главнее другой сестры-Церкви.
Порядок диптиха Поместных Православных Церквей
1. Константинопольский Патриархат
2. Александрийский Патриархат
3. Антиохийский Патриархат
4. Иерусалимский Патриархат
5. Московский Патриархат
6. Грузинская Православная Церковь
7. Сербская Православная Церковь
8. Румынская Православная Церковь
9. Болгарская Православная Церковь
10. Кипрская Православная Церковь
11. Элладская Православная Церковь
12. Польская Православная Церковь
13. Албанская Православная Церковь
14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
15. Православная Церковь в Америке
Украинская Православная Церковь является автономной с 1992 года.
Подготовил диакон
Иоанн Диденко
г.Винница
(Газета "Курьер", 11 мая 2000 г.)
|