|
Материалы Собора
|
|
Заявление Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви
|
2000 год от Рождества Христова стал для православных христиан годом знаменательного юбилея христианства. Он принес нам новые надежды, связанные с вступлением человечества в новое тысячелетие, но также породил и новые тревоги о судьбе Церкви Христовой и человечества. Особенно эти тревоги отражаются в церковной жизни Украины, которая переживает ответственный и сложный момент.
В начале юбилейного 2000 года Президент Украины Леонид Данилович Кучма высказался за быстрейшее преодоление раскола в Православии в Украине и создание единой Поместной Украинской Православной Церкви. Вряд ли найдутся противники этого намерения среди православных верующих. Все мы устали от разногласий и свар, которые мешают процессу нормальной церковной жизни. Мы также осознаем, что враждебность на религиозной основе - это фактор, который ведет к напряжению и нестабильности в обществе, который ослабляет государство - с горечью и болью осознают это православные христиане Украины. Однако исторический опыт неоднократно доказывал, что любую, наилучшую идею можно испортить так, что ее воплощение в жизнь способно обернуться результатами, прямо противоположным ожидаемым. Примером этого могут служить памятные нам всем
страницы истории Родины в XX столетии, когда стремление сделать человечество свободным, без горя и страданий, привело
к невиданному по масштабам богоборческому эксперименту по
переустройству мира, жертвами которого стали миллионы людей.
Сегодня мы с глубокой скорбью вынуждены констатировать, что
идея достижения церковного единства также оказалась
перекрученной по вине тех безответственных лиц, которые
присвоив себе право вмешиваться в жизнь Церкви, претендуют на
то, чтобы за церковный народ решать его проблемы. Нашу
обеспокоенность вызывают постоянные попытки давления на
Церковь. Цель таких усилий очевидна.
Грустно, но грубые методы советской поры сегодня возрождаются
в деятельности некоторых политиков и чиновников, которые
считают себя вершителями судьбы украинского Православия, имея
при этом лишь приблизительное представление о природе и сути
Церкви. Такие лица, к сожалению, не понимают, что Церковь, по
словам Спасителя, "Врата ада не одолеют" - это ни только и ни
сколько тот земной институт, с которым они имеют дело в
повседневной жизни, но, в первую очередь, Церковь -
таинственное установление Божье, которое имеет целью спасение
души человека. Церковь безусловно играет в обществе огромную
социально-культурную роль, по-другому и быть не может, ведь
наше общество состоит из представителей народа, большинство из
которого на протяжении своей тысячелетней истории исповедует
основанные на Евангелии христианские идеалы. Но данная функция
Церкви при этой ее значимости является второстепенной
относительно ее основного задания - сделать христианина
причастным спасительной Жертве Христа и ввести его в Царство
Небесное.
Однако, когда такое понимание принципов православной
экклезиологии отсутствует, когда полностью игнорируется
духовно-таинственный аспект жизни Церкви, призванной
объединять человека с Творцом, появляется искушение видеть в
ней лишь способ достижения политических интересов. Особенно
это касается такой исключительно сложной, болезненной и
деликатной проблемы, как врачевание расколов. Забывая о том,
что основой спасительной миссии Церкви в мире является
богооткровенные догматы, и она строит свое земное бытие,
исходя из четко оформленных канонических принципов, некоторые
политики без понимания возможных последствий своих действий,
вмешиваются в тонкую ткань церковного организма, пропагандируя
свое отдаленное от православного сознания видение проблемы
расколов, и навязывая неприемлемые сценарии их решения.
Подобные варианты "помощи", предложенной Церкви извне с целью
преодоления расколов и неурядиц, подменяют православное
понимание настоящего церковного единства арифметической схемой
формального объединения всех конфессий. Однако весь
двухтысячелетний опыт бытия Церкви Христовой на земле убеждает
нас в том, что при такого рода примитивизации проблемы
расколов и ересей, попытки свести их к утилитарной,
государственно-политической трактовке, неизменно оборачивались
для церкви (а потом, как следствие, и для государства) новыми
бедами. Достаточно привести, например, попытки со стороны
Константинопольского Патриарха Сергия и императора Ираклия
(VII ст.) политическими и административными методами добиться
уступок православных и монофизитов. Результаты этого
недальновидного намерения оказались катастрофичными: для
Церкви еще одной проблемой стало появление новой ереси
монофизитства, а для Византийской империи - новым
противостоянием на религиозной почве. Необдуманно созданное
властью накануне арабского вторжения, это противостояние
стоило потери всего Востока, который подпал под исламское иго.
К сожалению, такие поучительные уроки истории забываются, и
риск повторения подобных ошибок становится сегодня все более
реальным. Стараясь решать проблему расколов в украинском
православии, так сказать, "от ветра головы своей", другие
политики забывают, что к Церкви, в которой находится Дух
Святой, нельзя применять те стереотипы, которые сформировались
в политической жизни. Церковная жизнь не может строиться без
учета таких ее основных принципов, как иерархическое
устройство, соборное начало и поддержка церковным народом тех
решений, которые принимаются епископатом.
Исходя из этого, мы со всей ответственностью заявляем, что для
Церкви являются неприемлемыми предложения об отношениях в духе
политического партнерства. Мы не можем не принять во внимание
то, что многие лица совершили грех перед Богом и Церковью,
причинили раны телу Христову. Именно это не дает нам
возможность идти на переговоры с анафематствованным Михаилом
Денисенко. Что касается остальных, то в Церкви всегда есть
свои пути и возможности, которые могут привести к возможному
сотрудничеству в достижении Церковного единства.
У православных верующих вызывает глубокую обеспокоенность
настойчивое стремление некоторых политиков тесно согласовывать
проблему преодоления расколов с вопросом об Автокефалии
Украинской Православной Церкви. Мы неоднократно указывали на
недопустимость подхода с политическими мерками к этой крайне
трудной проблеме. Автокефалия той или другой Поместной
Православной Церкви - это не атрибут государственного
суверенитета, но мера, которая способствует благу Вселенской
Православной Церкви Христовой. При подходе к решению проблемы
предоставления автокефалии новой Поместной Церкви не может
приниматься во внимание лишь политический фактор. Это было бы
преступлением по отношению к Церкви и верующим, а также
глубоко ошибочным.
Те, кто сегодня старается связать вопрос о преодолении раскола
с непременным предоставлением автокефалии Украинской
Православной Церкви, не могут не знать, что сама проблема
раскола возникла, в первую очередь, именно из-за
неоднозначного отношения православных верующих Украины к
вопросу об автокефалии. Общеизвестно, что в раскол пошли,
главным образом, те, кто требовал срочной предоставления
церковной независимости, мотивируя при этом или аргументами
политического порядка, или националистическими амбициями, но
не пониманием блага Церковного. Такой подход к решению
проблемы был признан нами глубоко ошибочным и таким, который
не соответствует православному сознанию. Мы не раз
подчеркивали, что Священноначалие Украинской Православной
Церкви не закрывает вопрос о возможности автокефального бытия
нашей церкви, не устанавливает границу обсуждения этой
проблемы. Но мы ясно и четко осознаем: в данное время среди
православных верующих Украины нет единства по вопросу об
автокефалии. Число противников автокефалии в среде верующих в
данное время превышает число ее сторонников, что в большинстве
своем является следствием антицерковной деятельности
раскольников и политиков, которые своими действиями
дискредитировали саму идею церковной независимости. Мы еще раз
подчеркиваем, что в этих условиях, при отсутствии единства и
общей позиции, вновь открывать дискуссию об автокефалии - не
только не своевременно, но и чревато новыми конфликтами и
раздором на этой основе. Мы не можем идти на поводу у тех, кто
требует скорейшего предоставления автокефалии сегодня, потому
что в этом случае завтра, в свою очередь, в раскол могут пойти
несогласные с этим решением. Очевидно, что предоставление
каноничной автокефалии не решит проблемы церковного единства в
Украине, но в нынешних условиях может ее лишь увеличить. Мы
призываем всех православных приостановить меконфессиональное
противостояние, объединиться в одной церковной ограде и лишь
потом приступать к соборному решению вопроса о дальнейшем
каноничном статусе нашей церкви.
С сожалением подчеркиваем, что не смотря на очевидности
правоты занимаемой нами позиции, некоторые "горячие головы" не
услышали нашей просьбы, не вмешиваться в решение проблем
врачевания расколов и предоставления автокефалии, не имея
надлежащего понимания ответственности за свои действия. Эти
лица продолжают проявлять "ревность не по разуму" и, не имея
на то благословения Священноначалия, позволяют себе дерзко
сеять смуту через СМИ сообщениями о каких-то закулисных
переговорах, втягивая в конфликтную ситуацию все новых
участников противостояния, включая представителей других
Поместных Церквей. Утешая себя тщеславной радостью от
получения мировой популярности, такие политики "от Церкви" в
действительности лишь совершают грех Хама, выставляя на показ
боль и беду нашей Матери-Православной Церкви Украины, расширяя
наши межконфессиональные раздоры до масштаба международного
скандала. Мы обязаны предупредить этих безответственных лиц,
что втягивание других Поместных Православных Церквей в
религиозные конфликты Украины угрожает распространением
конфликтов на новые регионы и может породить цепную реакцию во
всем православном мире. Остановитесь пока не поздно!
Избранная нами позиция - это не результат каких-либо
политических пристрастий. Она исходит из четкого понимания
того факта, что только так можно сохранить Церковь от новых
разрушительных междоусобиц. Не нужно спешить возводить хулу на
соборный разум и вешать на нас ярлык "пятой колоны Москвы"
только лишь потому, что во имя блага Церкви мы признаем
сегодня более целесообразным сберегать молитвенное
каноническое единство с Русской Православной Церковью. Церковь
обязана быть выше национальных амбиций и предрассудков, потому
что в ней "нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни не
обрезания, варвара, скифа, раба, вольного, но все и во всем
Христос".
Принято 35 архиереями Украинской Православной Церкви на
Архиерейском Соборе, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,
28.07.2000 года
|
Обращение Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви
к его святости, Святейшему Варфоломею, архиепископу
Константинополя - Нового Рима, Патриарху Константинопольскому
|
Ваша Святость, Святейший Владыка!
Мы, участники Архиерейского собора Украинской Православной
Церкви, который состоялся в Свято-Успенской Киево-Печерской
Лавре 28 июля 2000 года, всесторонне рассмотрев и обсудив
ситуацию, которая существует сегодня в Православии в Украине,
единодушно обращаемся к Вам с чувством тревоги за будущее
нашей Святой Церкви.
Как известно, несмотря на существующие в нашем государстве
расколы, большинство православных верующих принадлежит к
Украинской Православной Церкви - это около 8,5 тыс. парафий.
При этом необходимо учитывать, что основная часть
последователей раскольнических группировок была оторвана от
тела Святой Церкви усилиями безответственных политиканов, для
которых Православие и Церковь, как уже Вы, безусловно,
убедились лично, является объектом бесстыдных манипуляций для
сомнительных политических и личных целей.
Сегодня эти политики стараются использовать и Ваше уважаемое
имя, заявляя, что вмешательство Константинопольского Патриарха
в религиозный конфликт приведет к устранению раскола в
Украине. Однако мы ответственно заявляем, что в ситуации
которая сложилась в сегодняшней нездоровой атмосфере интриг,
авантюр и провокаций со стороны инициаторов, исполнителей и
руководителей раскола и их окружения, втягивание Вашей
Святости в украинский конфликт ничего хорошего не даст - это
не только усугубит имеющийся раскол, но и приведет к новым
расколам.
Основная часть верных Украинской Православной Церкви
удовлетворена статусом широкой автономии при сохранении
канонического единства с Московским Патриархатом. Намерения
силовыми методами искусственно объединить каноническую Церковь
с раскольническими группировками без их покаяния, или другое
изменение устройства церковной жизни без видимых на то причин,
приведет к тому, что епархии Юга, Востока и Центра Украины
перейдут в прямое подчинение Русской Православной Церкви.
Как мы уже подчеркнули, за церковными расколами в Украине
стоят амбициозные политики, которые спекулируют на ценностях,
традиции и истории Православия, а также на патриотизме.
Какое-либо участие Вашей Святости в их авантюрах может
непоправимо подорвать Ваш авторитет и как Константинопольского
Патриарха, и как личности, и что более опасно, вызвать кризис
или даже раскол в православном мире.
Очевидно, раскол может быть преодолен лишь усилиями с
середины. Это на самом деле есть внутреннее дело Украинской
Православной Церкви, ведь преобладающее большинство лиц,
которые пошли в раскол, являются нарушителями церковной
дисциплины.
Надеемся, Ваша Святость, на понимание и сочувствие
относительно бед и скорби епископата, духовенства и мирян
Украинской Православной Церкви и просим Ваших
первосвятительских молитв за скорейшее преодоление раскола в
Православии Украины.
Принято 35-ю архиереями Украинской Православной Церкви на
Архиерейском Соборе, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,
28.07.2000.
|
Его Святейшеству, Святейшему Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви
|
Ваше Святейшество, Богомудрые и Боголюбезные Архипастыри! Мы, Епископат Украинской Православной Церкви, по милости Божией собравшиеся на Архиерейский Собор в величайшей святыне нашего народа Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под покровом Царицы Небесной и при молитвенном предстательстве Угодников Печерских, после принесения Бескровной жертвы Тела и Крови Христовых, движимые заботой о единстве Православия в Украине, обращаемся к Вам со следующим. На рубеже третьего тысячелетия Украина, а вместе с ней и Украинская Православная Церковь, находящаяся в молитвенном и каноническом общении, как с Русской Православной, так и со всеми Поместными Церквами, переживает сложные, непростые, а порой и трагические моменты своей истории. Сегодня как никогда проявляют и дают о себе знать плоды атеистической идеологии и открытого гонения на Церковь Христову. Самой болезненной и кровоточивой раной на теле Церковного организма является факт раскола в Православной Церкви.
В свое время определенные политические движения и политические деятели, не имевшие ничего общего с Церковью, будучи далеки от нее и даже выступавшие в качестве ее открытых гонителей, внесли дух раздора и открытого противостояния среди православного народа. В значительной мере повинны в этом и некоторые бывшие церковные иерархи, которые пошли на поводу у сильных мира сего, игнорируя священные церковные каноны, правила и постановления Святых Отцов. Чисто человеческие амбиции и корыстные расчеты поставили единоверных и единокровных братьев по разные стороны баррикад. От этого сегодня страдают все - и Церковь, и государство, и общество. Более того, некоторые государственные чиновники и политические деятели, открыто поддерживают раскольников, являются причиной дестабилизации и напряженности обстановки в Церкви и обществе.
Нас сегодня тревожит и наполняет наши сердца горечью судьба тех людей, которые по разным причинам вышли из спасительной ограды канонической Украинской Православной Церкви и оказались в расколе. Нас, как архипастырей, волнует и беспокоит их духовное состояние и спасение их душ. В последнее время обстановка продолжает еще более накаляться. Мы призываем всех православных верующих Украины, прежде всего, прекратить межконфессиональное противостояние, объединиться в одной церковной ограде и лишь потом сообща приступить к соборному решению вопросов о дальнейшем каноническом статусе нашей Поместной Святой Церкви. Движимые искренним желанием скорейшего урегулирования создавшегося положения в Церкви обращаемся к Вам, Ваше Святейшество вынести на обсуждение Юбилейного Архиерейского Собора в Москве вопрос уточнения того канонического статуса Украинской Православной Церкви, который был определен для нее Исповедником, Молитвенником и Святителем Патриархом Тихоном на историческом Поместном Соборе 1918 года. Обдуманный, взвешенный подход к решению этого вопроса, осведомление о нем всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей и всей Полноты Православия, станет конкретным, конструктивным шагом к решению проблемы раскола в Украинском Православии. Укрепляем себя верой в то, что Православная Церковь в Украине будет единой и достойной своего канонического устроения, если на то будет воля Божия.
Принято 35-ю архиереями Украинской Православной Церкви на Архиерейском Соборе Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
28.07.2000г.
|
Єпископат України, що приймав участь у засіданні Собору звернувся також з листом до Президента України Леоніда Даниловича Кучми
|
Президенту України КУЧМІ Леоніду Даниловичу Ваша Високоповажносте, вельмишановний Леоніде Даниловичу!
Ми, учасники Архієрейського Собору Української Православної Церкви, який відбувся 28 липня 2000 року в день пам'яті святого рівноапостольного великого князя Володимира, в Свято-Успенській Києво-Печерський Лаврі, з увагою і вдячністю вислухали Ваше звернення. Ми вдячні, що Ви, як Глава Держави, усвідомлюєте необхідність досягнення міжконфесійного миру в Україні як важливого чинника нормального життя і розвитку нації та докладаєте великих зусиль для усунення непорозумінь і розбрату на релігійному гранті. Мусимо зазначити, що Єпископат, духовенство і миряни Української Православної Церкви особливо потерпають від навколо церковних кіл за свою конфесійну приналежність, за небажання поступитися церковними канонами задля тимчасових сумнівних здобутків.
Наші недоброзичливці не гребують нічим для подальшої дестабілізації церковного життя в Україні. Спектр їхніх методів і засобів для досягання своїх цілей достатньо широкий: від безглуздих звинувачень нашої Церкви у вивозі в Росію цінних пам'яток мистецтва до організації провокаційних акцій щодо Свято-Успенського Собору Києво-Печерської Лаври.
Натомість, Українська Православна Церква проявляє коректність щодо наклепників та їхніх провокацій і жодного разу не виступила ініціатором конфліктів, хоча стримувати віруючих стає все важче. Архієрейський Собор просить звернути Вашу увагу на ту прикру обставину, що фактичними ініціаторами конфліктів під надуманими лозунгами безкарно виступають одні і ті ж відомі всім особи, часто високого рангу, що і додає сміливості виконавцям брудних акцій.
Сподіваємося, глибоко поважний Леоніде Даниловичу, на Ваше розуміння бід і скорбот чад Української Православної Церкви і на Вашу діяльну турботу про них. Ми багато не просимо: лише надати нам можливість вільно і спокійно молитися і трудитися у Славу Божу і на користь Батьківщині.
Бажаємо Божого благословення у Вашому високому служінні народу України.
Прийнято 35-ма архієреями Української Православної Церкви на Архієрейському Соборі
Свято-Успенська Києво-Печерська Лавра 28.07.2000р.
|
|
Вернуться к событиям июля
|
|
|