Уже несколько лет Крым остается единственным регионом, разрывающим так называемую дугу нестабильности, пролегающую от Средней Азии до Балканского полуострова. Во всех ос-тальных ее местах регулярно идут боевые действия. Эта дуга совпадает с линией цивилизацион-ного разлома - границей между христианским и исламским миром.
Впрочем, говорить о том, что в Крыму стабильно, едва ли стоит. Недаром некоторые анали-тики время от времени заявляют, что события в Крыму развиваются по албанскому (косовскому, македонскому или балканскому) сценарию. Показательно, что такие выводы давно перестали шокировать не только специалистов-геополитиков, но и рядовых обывателей. Кто-то их разделя-ет, кто-то полагает спекуляциями и преувеличениями. Однако за всеми пространными речами и спорами вокруг межэтнического и межконфессионального конфликта в Крыму редко кто вы-страивает цепь фактов, в общем-то лежащих на поверхности.
То, что собрано в подборке, которую мы предлагаем нашим читателям, собрано по частям и, возможно, неполно. Однако самые скандальные события последних лет сюда, пожалуй, вошли. Выстроенные в хронологическом порядке, они производят гнетущее впечатление.
Главный устроитель и организатор всех нижеприведенных акций один - меджлис - демон-стративно нелегализованная структура, претендующая на то, чтобы считаться представительным органом всего крымскотатарсокго народа.
Заметьте, мы не приводим в нижепубликуемом списке ни самозахватов земли первых лет возвращения татар в Крым, ни ежегодных массовых маршей на Симферополь накануне 18 мая, напоминающих репетиции взятия города, ни бесчисленных и очень часто несанкционированных митингов и пикетов (в Симферополе нет, наверное, ни одного правительственного здания, кото-рое бы не пикетировали меджлисовские активисты), завершившихся без особых инцидентов, ни политических голодовок, ни регулярных прочеченских манифестаций на центральной площади полуострова и у стен российского консульства, ни незаконных установок памятников людям с сомнительной исторической репутацией вроде Петра Григоренко или убийц канонизированного Русской Православной Церковью игумена Парфения.
Мы собрали только факты стычек меджлисовцев с правоохранительными органами, захва-тов административных зданий, перекрытия железных дорог, осквернения христианских святынь.
Учитывая то обстоятельство, что прокурорские и милицейские начальники в Крыму часто меняются, мы смиренно надеемся, что им будет любопытно и полезно узнать историю борьбы меджлиса "за мир и межнациональное согласие" в Крыму.
Хроника борьбы за "мир и межнациональное согласие" в Крыму
19 марта 1992 года
Побоище с "Беркутом" в Киеве у здания Верховной Рады Украины. Мешая крымским тата-рам устанавливать несанкционированный палаточный городок, милиция вынуждена применить слезоточивый газ и дубинки. Есть пострадавшие.
Октябрь 1992 года
События в селе Красный Рай. 5 октября крымские татары блокируют движение транспорта на пяти магистральных автотрассах вокруг Симферополя и пикетируют прокуратуру Крыма. 6 октября митингующие пикетируют Верховный Совет Крыма. Митинг перерастает в столкнове-ние с милицией, в ходе которого есть пострадавшие с обеих сторон. Милиция использует специ-альные средства (газовые гранаты, брандспойты), разбиты окна нижних этажей здания Верховно-го Совета.
28 сентября - 2 октября 1993 года
Крымские татары блокируют вход в помещение Нижнегорского райисполкома и перекры-вают движение на железной дороге в районе станций Яркое и Краснопартизанская.
23-25 июня 1995 года
Печальной памяти феодосийско-судакские события. Пожалуй, самый массовый пока разгул меджлисовцев. 25 июня колонна примерно из 20 машин прибыла в поселок Щебетовка для уча-стия в похоронах двоих погибших 23 июня соотечественников. После получения известия о за-держании в Феодосии правоохранительными органами троих крымских татар, подозреваемых в разгроме ресторана "Киммерия", около тысячи возмущенных крымских татар выехали в город, где громили торговые точки и захватывали заложников. В ходе столкновения крымских татар с отрядами ОМОНа несколько человек получили ранения. Аналогичные стихийные акции прошли в Щебетовке и Судаке. Дорогу на Симферополь пришлось перекрывать войсками, подразделе-ниями ОМОНа, тяжелой бронетехникой. По итогам этих событий были созданы многочисленные правительственные комиссии, а Президент Украины вынужден был издать Указ "О неотложных мерах по устранению нарушений законности и правопорядка в Автономной Республике Крым".
9 ноября 1995 года
На восьмой день политической голодовки фракции Курултая в крымском парламенте около 500 крымских татар блокировали вход в здание Верховного Совета Крыма.
13 января 1996 года
Мустафа Джемилев изложил журналистам позицию меджлиса в отношении событий в Да-гестане с захватом чеченскими боевиками заложников. Он оценил действия чеченцев как "отча-янную попытку спасти свой народ от российской агрессии" и заявил: "Несмотря на то, что крым-скотатарское национальное движение руководствуется иными, ненасильственными методами борьбы, мы не считаем действия чеченских братьев бандитизмом. Это адекватная реакция на терроризм России".
24 апреля 1996 года
Президиум меджлиса на своем внеочередном заседании обсудил ситуацию в связи с гибе-лью Джохара Дудаева и принял соответствующее заявление. Президиум меджлиса объявил 26 апреля траур и обратился ко всем мусульманам и верующим других конфессий помянуть в этот день Джохара Дудаева.
24 марта 1998 года
Несанкционированные массовые мероприятия в Симферополе, митинг, шествие и пикет, перекрытие движения на автомагистралях и железнодорожных путях. В результате столкновений меджлисовских активистов с сотрудниками милиции в районе железнодорожного вокзала 19 стражей порядка получили телесные повреждения, 12 из них госпитализированы. Заведены уго-ловные дела по статьям "Злостное сопротивление работникам милиции" и "Блокирование транс-портных путей".
27 марта 1998 года
Еще один массовый митинг меджлисовцев на площади Ленина в Симферополе. Пыл митин-гующих охлаждали стоящие рядом БТРы с зачехленными пулеметами.
9 сентября 1999 года
Пикет меджлисовцев у судакского горисполкома заканчивается захватом этого государст-венного учреждения.
10-11 декабря 1999 года
Митинг меджлисовцев у Бахчисарайской райгосадминистрации завершается тем, что около 60 человек захватывают здание и больше суток блокируют работу госучреждения.
18 мая 2000 года
Сразу после митинга, приуроченного к очередной годовщине депортации, меджлисовцы безо всякого разрешения разбивают палаточный городок у стен республиканского парламента. Такие же палаточные городки разбиты и у некоторых других административных зданий Симфе-рополя и Крыма. Несанкционированный палаточный городок простоял у стен Верховного Совета больше месяца.
24 мая 2000 года
Более 60 крымских татар перекрыли железнодорожные пути между Евпаторией и Симфе-рополем у станции Яркая Сакского района. В этот же день у села Михайловка Нижнегорского района на железнодорожные пути вышли еще около 70 человек.
12 июня 2000 года
Меджлисовские активисты перекрывают железнодорожные пути на станции Яркое в Джан-койском районе.
19 августа 2000 года
В поселке Нижнегорском группа крымских татар под руководством лидера местного медж-лиса перекрывает железнодорожные пути. Попытки правоохранительных органов урезонить меджлисовцев привели к столкновениям, в результате которых двое милиционеров получили ра-нения и были госпитализированы.
25 октября 2000 года
Начало нашумевшего крымского крестоповала. В селе Морском Судакского района медж-лисовские активисты среди бела дня и на глазах у местных русских жителей сваливают право-славный поклонный крест.
1 ноября 2000 года
В поселке Кировском неизвестными снят и украден православный крест, установленный на месте будущего строительства храма Святого Амвросия Оптинского. После случая в Морском молва, естественно, приписывает это деяние крымским татарам.
22-23 ноября 2000 года
Ночью неизвестные крестоборцы спилили семиметровый поклонный крест, установленный на въезде в одно из старейших русских сел Крыма - Мазанку. Позже неизвестные вандалы преда-ны анафеме.
27 ноября 2000 года
После митинга у Джанкойского районного суда меджлисовские активисты захватывают здание Джанкойской райгосадминистрации (во время процесса над четырьмя участниками июнь-ского перекрытия железной дороги на станции Яркое). Они бродят по этажам, взламывают дверь в зал заседаний, срывают, комкают и бросают на пол крымский флаг.
30 ноября 2000 года
Захват Бахчисарайского районного суда во время процесса над главой местного меджлиса Ильми Умеровым (Совет крымскотатарских аксакалов предъявил Ильми иск за то, что тот назвал их "акшакалами"). Больше сотни татар врываются в здание. Один из милиционеров, пытаясь сдержать штурмующих, получает черепно-мозговую травму.
25 июля 2001 года
Меджлисовские активисты штурмуют бахчисарайский Свято-Успенский монастырь. Дорогу в православную обитель преграждают отряды "Беркута". В результате столкновений есть постра-давшие с обеих сторон.
У меджлиса, конечно, есть свое объяснение причин, которые побуждают его каждый раз выводить людей на улицы, перекрывать дороги, захватывать государственные учреждения, оск-вернять христианские святыни. Для меджлиса это хроника борьбы за попранные права своего на-рода. Но дело здесь даже не в объяснениях причин, а в том, какой путь выбрали лидеры этой ор-ганизации для решения своих политических задач.
После знакомства с вышеприведенным перечнем как-то неудобно говорить о стабильном Крыме, о "процветании в единстве", о мире и межнациональном согласии на полуострове. И те-зис о "балканизации" крымской проблемы не выглядит спекуляцией. По сути, до окончательной "балканизации" Крыму не хватает сегодня только одного - стрельбы. Прикрываясь борьбой за права народа, меджлис на самом деле все глубже вбивает клин между татарами и "нетатарами". И если самому меджлису сегодня невыгодно переводить конфликт в плоскость открытого противо-стояния, то это еще не значит, что он не перейдет туда либо сам собой, в результате роковой слу-чайности, после которой события будет уже не остановить, либо в результате действий молодых неконтролируемых экстремистов, воспитанных на "ненасильственных меджлисовских акциях".
Печальный симптом - в последнее время межэтническое противостояние в Крыму все чаще и чаще переходит в свою, может быть, самую опасную плоскость - межконфессиональную. Таким образом, во-первых, конфликт распространяется на все крымские этносы. Оскверняя православ-ные святыни, меджлис изолирует своих соотечественников уже не только от русских, но и от ук-раинцев, греков, армян, болгар, немцев и других христианских народов. Во-вторых, взрывоопас-ная исламская идея, бывшая поначалу периферийной в движении крымских татар, становится одной из доминирующих.
Увы, беспомощными на этом угрожающем фоне выглядят крымские и киевские власти. Ка-жется, единственный случай, когда виновные в проведении противозаконных меджлисовских ак-ций понесли хоть какое-то наказание - это судебный процесс над теми, кто перекрыл в июне 2000 года железнодорожное движение на станции Яркое в Джанкойском районе. И все. Причем ос-тальные акции меджлиса не только остались безнаказанными, но и регулярно приводили и при-водят к... уступкам со стороны властей. Самозахваты узакониваются, уголовные дела прекраща-ются "в связи с политической нецелесообразностью", нелегальный меджлис угодливо легализует-ся Киевом под маской совета представителей крымскотатарского народа, установка поклонных крестов согласовывается с межконфессиональным советом, возвращение Свято-Успенскому мо-настырю его исторической территории приостанавливается.
Двойные стандарты работают в Крыму и на Украине точно так же, как они работают на Балканах. Это тоже черта "балканизации" крымской проблемы. Просто представьте себе на мгно-вение, что было бы, если бы бойню с милицией устроили активисты Русской общины Крыма? Или если бы "неизвестные злоумышленники" спилили пару-тройку минаретов в окрестностях Симферополя? Или если бы так же, как и татары, депортированные греки перекрыли железную дорогу?
Помнится, пару лет назад один русский мужик сорвал украинский флаг с административно-го здания. Как вы думаете, что произошло? Мужик немедленно загремел в тюрьму. Такую бы принципиальность нашим властям да по каждому случаю.
Пока же мы, похоже, имеем дело с "хитроумной" политической игрой, нити которой тянут-ся, конечно, не на площадь Владимира Ленина и не на улицу Карла Маркса в Симферополе, а го-раздо дальше - в Киев. Когда эти нити порвутся, здесь, на полустрове, всем - политикам и анали-тикам, татарам и славянам, мусульманам и христианам - будет мало места.
Александр Мащенко
Крымское время, 28.08.2001
|