Этот вопрос показался отнюдь не риторическим участникам недавнего пикетирования около помещения Драматического театра Западного оперативного командования во Львове. Таким образом несколько десятков национально-озабоченных граждан пытались выразить свой протест против "русификации Львова".
Как известно, организация гастролей по Украине российских артистов -весьма прибыльный бизнес. До последнего времени Львов в этом отношении ничем не отличался от других крупных городов Украины. Последние пять-шесть лет ежегодно украинский "пьемонт" посещало несколько десятков звезд российской эстрады, гастрольных команд известнейших московских и питерских театров. Выступления россиян неизменно проходили с аншлагами, поневоле подкармливая арендной платой и захиревшие львовские театры.
Кроме всего прочего, успех российских гастролеров в "бандеровском заповеднике" сам по себе развеял миф о языковом и культурном барьере, который существует между галичанами и окружающим их русскоязычным миром.
Однако национал-патриотических вождей больше всего пугает, когда народ может сравнить ту узколобую идейную шароварщину, которую они пропагандируют, с качественными образцами современной культуры. И в первую очередь - близкой и понятной русской культуры.
Весной 2000 г. у местных национал-патриотов, как говорят во Львове, "урвався терпець" (то бишь терпение лопнуло). В марте-апреле в городе прошли весьма эмоциональные митинги с требованием "прекратить русификацию Львова". Выступавшие призывали к погрому книжных лотков с русскими книгами, требовали выкинуть русские книги из библиотек, прекратить торговлю литературой и газетами на русском языке, запретить приезд во Львов исполнителей, поющих на русском языке, отключить "Наше радио" и телеканал "Интер". Печальноизвестная ультранационалистическая организация УНА-УНСО громогласно пообещала, что больше не допустит во Львове ни одного выступления на русском языке. И первым под молох "дерусификации", как назло, попал сам господин министр культуры, родной земляк-галичанин Богдан Ступка, которого угораздило играть на "москальской мове" в спектакле " Старосветская любовь". И хотя министр, чтобы сохранить лицо, потом утверждал, что никто его спектакль не срывал, кричащую толпу оголтелых "дерусификаторов" с плакатами перед театром видели тысячи свидетелей.
Последним "заезжим гастролером" был Валерий Меладзе, которому, чтоб отвязаться от унсовцев, пришлось возлагать цветы к памятнику Шевченко, клясться, что он никакой не "москаль", а горячий сын Кавказа, и рассказывать байки, будто он с детства мечтает получить украинское гражданство. С тех пор до конца года во Львове не побывал ни один русскоязычный исполнитель. Гастрольные туры россиян заканчивались у реки Збруч...
Однако если есть спрос, предложение обязательно будет. Пыла у "дерусификаторов" хватило не надолго. УНА-УНСО теперь занята организацией массовых беспорядков в Киеве, и ей недосуг спасать от русификации родной Львов. Уже с начала 2001 года во Львов потихоньку стали робко приезжать российские исполнители. Первую из них, Татьяну Буланову, в прессе даже назвали "мужественной женщиной". Постепенно фирмы, организующие ангажементы, вновь стали "наглеть", расклеивая афиши не только на украинском, но и (фу ты, грех какой!) на русском языке. И последний МХАТовский спектакль "Рябина кудрявая, или Деревенские страсти" прошел бы тихо, если бы все афиши гласили "Горобына кучерява, або Сильськи прыстрасти"...
А между тем специалисты из Львовского национального университета провели социологический опрос, с помощью которого пытались выяснить, какие композиторы и писатели пользуются наибольшей популярностью среди львовян - "передового отряда" украинской нации. Выяснилось, что первое место в рейтинге писателей у львовян заняла... Александра Маринина! Второе - Дж.Х.Чейз, а родной Тарас Шевченко занял только почетное третье место. Среди композиторов самым популярным оказался (кто бы вы думали?) - Игорь Крутой! А покойный Игорь Билозир разделил третье место с Людвигом ван Бетховеном...
Иван НАРИМАНОВ
|