Какие бы силы на Украине не находились у власти, характер отношений с Россией играл и будет играть определяющую роль как во внешней, так и во внутренней политике нашей страны. В последнее время, впервые на десять лет независимости Украины, происходят заметные сдвиги в сторону сближения Украины с Россией. Безусловно, отношения между двумя странами пока далеки от того тесного союза, который принес бы наибольшую пользу нашим народам. Но знаковые изменения в отношениях на всех уровнях между Россией и Украиной свидетельствуют о четкой и обнадеживающей тенденции к сближению. Безусловно, огромное значение для закрепления всего достигнутого и дальнейшего развития интеграционных процессов имеет назначение Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Украине Виктора Степановича Черномырдина, политика первой величины.
Во внутренней политике Украины также произошли важные изменения, которые создают предпосылки для углубления отношений Украины с Россией. Антироссийские политические силы наконец-то четко определились, ушли из власти и оформились в правую оппозицию. Тем самым произошло размежевание политических сил в зависимости от их отношения к перспективам украинско-российской интеграции. А это неизбежно приведет к тому, что на ближайших выборах противники сближения Украины и России окажутся в явном меньшинстве.
На этом фоне языковой вопрос на Украине становится задачей принципиальной важности. Многим он кажется второстепенным на фоне острых экономических и социальных проблем. Однако значимость этого вопроса в том, что он касается цивилизационных, ментальных основ нашего общества. Это - вопрос идеологии государственного строительства. Политика вытеснения русского языка на Украине ведет не только к нарушению элементарных прав человека. Она ставит перед собой цель разделить народ и противопоставить одних другим, внедрить в отношения между русскими и украинцами, между Украиной и Россией стереотип "свой - чужой", чего никогда не было в нашей истории.
Национал-радикалы, державшие власть в своих руках, сделали все для того, чтобы затруднить придание официального статуса языку, на котором говорит не менее половины населения. Наше законодательство, которое так расхваливали на Западе, построено таким образом, что даже если весь народ будет требовать установить русский язык вторым государственным, сделать это законным путем будет невозможно. Парламент Украины, как показывает практика, в конце концов принимает даже самые спорные решения, однако вопрос хотя бы минимального повышения статуса русского языка буксует уже много лет. Не помогают в этом даже европейские механизмы, как, например, Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств, которая заблокирована на самом высоком уровне.
Между тем, вопреки ожиданиям национал-радикального лагеря, жители Украины не стали меньше говорить по-русски. Здесь даже не стоит приводить результаты социологических опросов. Достаточно обратить внимание на успешное развитие русскоязычных теле- и радиоканалов, периодических изданий, книг и виртуального пространства. Рынок подчиняется спросу покупателя, и исказить этот закон невозможно.
Реальное народовластие возможно обеспечить лишь путем инициативного развития основ самоуправления, устремленного к пользе нынешнего и будущего поколений. На практике местные советы, ограниченные в своих полномочиях, все же являются звеном власти, наиболее близким к нуждам народа. В условиях современной Украины органы местного самоуправления зачастую выступают самыми активными защитниками интересов простых людей. Поэтому именно органы местного самоуправления начали этот широкий и стихийный процесс определения статуса русского языка на региональном уровне. Такие решения принимались по крайней мере с 1996 года. Беспримерную пятилетнюю борьбу с прокуратурой ведет Харьковский горсовет. Мы восхищаемся мужеством харьковских депутатов, которые отвергли решение суда, отказались отменять свое постановление и выносят вопрос статуса русского языка на городской референдум. Только за прошедший год постановления о статусе русского языка приняли Запорожский и Севастопольский городские советы. Главное - воля к принятию таких решений не иссякла!
И все же не может не огорчать тот факт, что крупные партии, которые имеют значительные депутатские группы во многих горсоветах, боятся инициировать такой процесс, хотя вопрос русского языка и зафиксирован в их программах. А ведь официально закрепить статус русского языка наравне с украинским можно в большинстве городов таких областей, как Донецкая, Луганская, Запорожская, Херсонская, Харьковская, Днепропетровская, Николаевская, Одесская и в Автономной Республике Крым. Для этого необходимы два основополагающих условия:
Первое - координация этой работы, обмен опыта и выработка наиболее оптимальных путей, чтобы свести к минимуму возможные просчеты и ошибки, которые дадут основания для отмены решений горсовета;
Второе - массовая общественная поддержка решений о повышении статуса русского языка.
В связи с этим Русское Движение Украины решило взять на себя инициативу и организовало Всеукраинскую научно-практическую конференцию "Местное самоуправления и проблемы статуса русского языка в регионах Украины".
Наша организация создана менее чем два года назад, но уже сумела стать объединительным центром для тех, кто видит решение проблем русских на Украине через активное участие в общественно-политической жизни.
Во всех областях Украины и в Крыму действуют мощные отделения РДУ. Кроме того, местные отделения РДУ работают в более чем 150 городах Украины, а также во многих поселках и даже в селах.
Русское Движение Украины строится по принципу массового общественно-политического движения. Нам удается привлекать в свои ряды как опытных деятелей русских организаций, так и новых людей, чей потенциал еще не был использован. Особый расчет делается на молодежь, ведь всем нам необходима достойная замена, и уже сегодня следует выковывать молодых русских патриотов. В настоящий момент в рядах РДУ насчитывается более 50 тысяч человек.
В виду очередного массированного наступления на права русских на Украине, которое ведут национал-экстремисты, Русское Движение впервые провело во всех регионах акции политического характера, резко выступило против нацизма, насильственной украинизации, разгула русофобии в Западной Украине, в защиту канонической Православной Церкви. Накал этой борьбы постоянно растет.
Русское Движение стало ядром для консолидации всех национальных общин Украины, которые также недовольны этнократической политикой властей. В 2000 году создан Межнациональный Форум Украины, в который вошли объединения крупнейших национальных общностей страны.
Наконец, логическим звеном в последовательной цепи развития Движения является создание политической партии, которая бы отражала наши устремления в политическом спектре страны. Это необходимость, поскольку мы убедились, что ни одна из существующих партий всерьез не отстаивает наши интересы.
Русское Движение Украины берет на себя организацию мероприятий, которые бы способствовали приданию официального статуса русскому языку органами местного самоуправления. Отделения Русского Движения Украины выступят на местном уровне с инициативой объединения всех сил, заинтересованных в принятии таких решений, и создадут центры координации этой работы.
Уверен: если мы объединим усилия депутатов органов местного самоуправления и общественных движений, нам удастся решить гораздо больше вопросов и реально приблизить тот час, когда русский язык станет на Украине вторым государственным.
Александр СВИСТУНОВ
Председатель Русского Движения Украины,
Член Совета соотечественников
|