Правомерность употребления здесь термина "гетто" обусловлена не национальным, а возрастным цензом: школьники - это дискриминированное меньшинство населения Украины, которое ежедневно подвержено жесткой идеологической обработке. Самое незащищенное меньшинство...
... В памятной эйфории первых лет после обретения "воли" Украиной особенно интригующим было волеизъявление сверху: "Школы - вне политики!" Без октябрят, без пионеров, без комсомольских собраний, без политучебы, без "тоталитарной идеологической машины", что осуществляла в школах нравственные идеалы "руководящей и направляющей".
Отложим в сторону эффективность альтернативных объединений типа скаутов, одноликих конкурсов "Мисс школа" и т. п. новаций (тут разговор особый, трудный), а вернемся к идеологии школьной жизни в срезе школьных программ 2001 года. Неужели все вне политики?
Курс истории всегда был и остается одним из главных в формировании мировоззрения ученика. Он начинается с 5 класса. "Рассказы по истории Украины" Виктора Мисана (Киев, "Генеза", 1997 г) - один из учебников, по которому изучают историю своей родины пятиклассники
Вначале цитата из завершающих строк этого пособия, из обращения автора к юным гражданам Украины: "Посмотри вокруг! Колосится хлебная нива. Украина полностью обеспечивает себя зерном. Манит свежестью зелени и голубизной полесский лен. Из него вырабатывают лучшие в мире ткани. Белыми реками течет украинский сахар. Больше всего его вырабатывают на Подолье... А сам Донбасс? Это и уголь, и металл, и электроэнергия, и машины. Автобусный завод Львова выпускает комфортабельные автобусы. Дозревают на пологих склонах Крыма виноградники. По горным рекам Закарпатья сплавляют лес сплавщики. Все это - наша страна сегодня, ее трудовой ритм. Будь же и ты гордостью нашей земли. Я желаю тебе успеха. Смело обогащайся знаниями. Счастья тебе!"
Не правда ли, завидная патетика, умилительная картина благоденствия? Но школьники смотрят телепередачи о многострадальном Донбассе, у многих детей в доме нет сахара к чаю, а что осталось от виноградников - заросшие свинороем и прочими сорняками "дикари" - видят ежедневно. Ладно. Можно простить беллетристику господину Мисану - у каждого есть слабость. Но вот идеология курса - типичная, одиозная.
О событиях октября 1917 года, например, ровно 17 строк. Фрагмент: "В соответствии с планами большевиков народ должен был бы строить новое общество, без рабского труда, без нищеты, голода и холода, без страха и войн. Называется это общество - социализм". Однако о строительстве социализма - ничего, т. к. в главах "Тревожные дни 1918 года", "День соборности Украины", "Голод", "Геноцид" - рассказ, как большевики захватили Украину, "организовали" голодомор и геноцид.
Все это в духе тех же национал-шовинистов, которые в злобной немощи внушают людям идеи украинской исключительности, нередко смыкающимися с идеями "Майн кампф".
Год 1939-й. Присоединение областей Западной Украины, их вхождение в состав УССР. У Мисана: "Большевики действовали как оккупанты. Они расправлялись с патриотами Украины, заключали их в тюрьмы, ссылали в Сибирь, расстреливали".
Великая Отечественная война... И снова - привычные оценки: "Длительное время воинов УПА называли бандеровцами. Но следует помнить, что повстанцы были на своей земле. Они вели освободительную войну, ибо защищали свою землю, свой народ, свои семьи" (стр. 189).
А не напомнить ли ученикам слова Германа Геринга: "На Украине есть все: яйца, масло, пшеница, сало и в количестве, которое трудно себе представить. Мы должны понять, что все это отныне и навеки немецкое". А почему бы не напомнить о том, что дивизия "СС-Галичина" осуждена Международным трибуналом на Нюрнбергском процессе? Почему не рассказать о славном Ковпаке, Молодой гвардии, Николае Кузнецове? Не нашлось места?
... На днях проводил экскурсию в музее, рассказал пятиклассникам о героях войны, о героях труда, полюбовались диорамами, остановились у бюста В. И. Ленина.
- Кто это? - спрашиваю ребят.
Молчание. Затем неуверенный голос:
- Ленин. Он главный большевик. Украину завоевал.
И все. Это пятиклассники. Это их первый экскурс в историю Украины. Цветочки. Ягодки - в нашпигованных соответствующей идеологией курсах "Новейшей истории Украины" Ф. Турченкова. Имеет ли право учитель на альтернативный курс истории - вопрос риторический. Другое дело - всякий ли историк считает своим долгом отходить от жестких заполитизированных учебных программ?
Н. ГОТОВЧИКОВ,
учитель истории Восходненской школы. Красногвардейский район, Крым
Газета "Крымская правда"
|