ЗАЯВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАТА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТНОСИТЕЛЬНО ДИАЛОГА С УАПЦ И УПЦ КП

Ввиду очередного всплеска активности раскольников, называющих свои образования автокефальными церквами, в поиске их канонического признания со стороны Вселенского Православия, мы, архиереи Украинской Православной Церкви, собравшиеся в стольном граде Киеве, хотим еще раз разъяснить свое видение путей решения этой проблемы.
Епископат Украинской Православной Церкви, неизменно заботясь о спасении своих чад, выражает свое сожаление по поводу раскола в Украине. Мы все стремимся к единству. Однако в вопросе преодоления раскола, прежде всего, необходимо учитывать, что в Украине существует единая каноническая Украинская Православная Церковь, признанная Вселенским Православием. Она объединяет преобладающее большинство верующих Украины и является доминирующей в 22 из 25 областей страны. Причем все 35 епархий Украинской Православной Церкви (а это более 9000 приходов), пребывают в единстве и согласии под омофором Киевского Митрополита. Украинская Православная Церковь является важнейшим фактором стабильности в Украине, гарантом ее внутреннего единства. За годы независимости Украины Украинская Православная Церковь доказала всем, что является законопослушной, истинно христианской Церковью. Она никогда не вмешивалась во внутриполитическую и государственную жизнь страны, не поддерживала никакие политические структуры, не агитировала на выборах, но всегда призывала к миру и согласию во имя молодого демократического государства.
Отделенные от Украинской Православной Церкви собрания верующих, именующих себя церквами, в силу своего неканонического положения в действительности не принадлежат ни к Церкви, ни к Вселенскому Православию. Внешним проявлением их отпадения от церковного единства является отсутствие у них молитвенного и литургического (евхаристического) единения с Вселенским Православием.
Руководство раскольников, желая скрыть от народа Божия настоящие причины своей изоляции от Вселенского Православия и правду о последствиях раскола для спасения верующих, пытаются объяснять непризнание их со стороны Православных Церквей интригами Москвы. Это связывает богословскую сторону вопроса с политической и создает дополнительные проблемы в деле достижения единства среди православных.
Между тем, наша позиция строится на основаниях не политических, а исключительно церковных. Как уже было сказано ранее, собрания верующих, которые отделились от нас, не могут быть равноправными с нами партнерами в богословском диалоге, и вопрос в такой ситуации должен ставиться не об объединении различных течений в украинском Православии, а о присоединении к Украинской Православной Церкви прежде отделившиеся ее духовных чад. Согласно с канонами, раскольнические группы, хотя и пребывают вне лона Церкви, однако решение их вопроса находится в компетенции той Церкви, от которой они отделились.
На протяжении 2000-2001 гг. представители УАПЦ и УПЦ КП сделали несколько шагов к сближению в деле канонического признания их структур с последующим их слиянием и обретением ими автокефалии или особого статуса в рамках Константинопольского Патриархата. Отдавая должное миротворческим усилиям представителей Константинопольского и Московского Патриархатов, необходимо принять во внимание, что инициатором прямых переговоров с различными раскольническими группами была Украинская Православная Церковь, и первые попытки начать диалог она сделала задолго до того, как в переговоры включились Московский и Константинопольский Патриархаты.
Встреча в рамках двусторонних переговоров между представителями Московского и Константинопольского Патриархатов, предварительная договоренность о которой была достигнута в апреле с.г. в Швейцарии, стала возможной благодаря последовательным действиям руководства Украинской Православной Церкви, которая опирается на основанную на Священном Предании богословскую аргументацию своих позиций, проникнутую духом пастырской любви к братьям, отделившимся от Святой Церкви. Эта встреча явилась результатом ранее сделанных Украинской Православной Церковью заявлений по этому вопросу и начатых ею действий для воссоединения православных в Украине в соответствии с духом святых канонов как непоколебимой основой церковного единства, В ходе встречи (26-30 мая 2001 года) в Киеве состоялся обмен мнениями в вопросе поиска путей достижения единства между православными в Украине и была выражена надежда на преодоление преград на этом пути. Необходимо подчеркнуть, что создание параллельных существующим новых канонических структур в Украине угрожает разрушительными последствиями для религиозной и общественной жизни государства. Предыдущее правительство Украины, лоббируя интересы раскола, пыталось повторить в Украине "Эстонский вариант". Однако мы вынуждены обратить внимание на то, что конфликт в Эстонии привел к затяжному противостоянию, хотя в него были вовлечены всего лишь десятки общин, которые, в нарушение канонов Церкви, принял под свой омофор Константинополь. Это привело к резкому обострению не только церковных, но и межгосударственных отношений.
Украинская Православная Церковь является одной из крупнейших Церквей мирового Православия, и дестабилизация ее внутреннего строя неизбежно приведет к многочисленным конфликтам и даже к конфессиональному и межэтническому противостоянию в Украине.
Очевидно, что раскол в Украине может быть преодолен изнутри, поскольку преобладающее большинство сторонников раскола являются нарушителями церковной дисциплины. Поэтому мы предлагаем ввести в переговорный процесс между Московским и Константинопольским Патриархатами представителей Украинской Православной Церкви, поскольку проблема взаимоотношений касается ее непосредственно. Мы готовы продолжать переговорный процесс с раскольническими группами.
Особо следует заметить, что какие бы то ни было переговоры с представителями неканонических собраний в Украине будут иметь реальное действие лишь в том случае, если они будут проводиться без участия анафематствованного Денисенко, который, учитывая недавний визит Римского архиерея в Украину, проявил себя не только как инициатор и основатель раскола, но и как еретик. Через средства массой информации он благословил своим последователям участвовать в инославном богослужении. Такие действия запрещаются канонами Святой Православной Церкви (Правила Святых Апостолов 45; 65, Лаодикийского собора 33). Таким образом, однажды поправ каноны, по логике руководителя УПЦ КП, их можно попирать всякий раз, когда это выгодно.
В любом случае. Украинская Православная Церковь возможность решения проблемы разделения православных в Украине видит исключительно на канонической основе. Мы считаем, что у Поместных Константинопольской и Русской Церквей есть огромное поле для взаимодействия в деле свидетельства Православия в мире. Поэтому при всем уважении к Святейшему Константинопольскому Патриарху Варфоломею, мы вынуждены констатировать, что какое бы то ни было одностороннее вмешательство Константинопольской Церкви в церковную жизнь в Украине может только обострить ситуацию, но никак не разрешить ее.

09.07.2001 года
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
г.Киев


Вернуться на главную страницу


Hosted by uCoz