- Владыка, Ваше отношение к инициативе Президента Украины об объединении всех украинских православных конфессий?
- Объединение всегда лучше, чем разъединение, потому что объединение связано с радостью и спокойствием, тогда как разъединение связано со многими проблемами - усиливается ненависть и пропасть между расколовшимися. Наша церковь самая большая на Украине: 8600 приходов, 143 монастыря, 7 учебных заведений, Духовная Академия, много церковно-приходских училищ. Но есть проблемы, и эти проблемы заключаются в том расколе, который есть среди православных на Украине. Раскол, к сожалению, усугубляется, пропасть увеличивается, ненависть тоже. Особенно события, связанные с празднованием независимости нашего государства, с празднованием освящения Успенского собора, отстроенного здесь в Киево-Печерской лавре, показали, что, к сожалению, в нашей стране смешались религия с политикой. Это, к сожалению, прискорбно, потому что это оскорбляет наших верующих... Мы верим в то, что рано или поздно православие будет единым в Украине. Процесс этот не простой, требует огромной выдержки и эта болезнь должна лечится все-таки временем. Нельзя спешить, как спешат некоторые, чтобы уже в конце года провести объединительный собор. Собор не может быть средством, он должен быть результатом. Когда церкви хотят объединиться, то это должно быть зафиксировано собором как завершающее событие...
Что касается так называемого Киевского Патриархата, это особая проблема, потому что его предстоятель патриарх Денисенко-Филарет был осужден 153 епископами, его тогдашними собратьями и отлучен от церкви. Так что здесь есть больше проблем, но я верю, что со временем, если будет какая-то возможность взаимных встреч, нужно искать то, что могло бы нас объединить. Это дело сугубо церковное и объединение должно быть только на основе церковных правил и законов.
- Как Вы оцениваете роль Вселенского Патриарха Варфоломея в объединительном процессе на Украине? Считается, что он лишь усугубляет раскол.
- 28 июля у нас в Лавре состоялся собор епископата Украинской Православной Церкви, в числе принятых заявлений и документов было направлено Константинопольскому Патриарху Варфоломею письмо-прошение от 35 наших епископов, которое вызвало его недовольство. Мы просили единственное - не торопится делать выводы касательно положения православия в Украине и если можно, пока не вмешиваться в этот процесс. Это было продиктовано тем, что уже есть прецедент с Эстонией, где раскололась православная церковь на две части: одна отошла к Константинопольской Церкви, а другая часть к Московскому Патриархату. Как следствие - огромные проблемы в отношении церковного имущества, храмов, молитвенных зданий. Поэтому у нас есть некоторые опасения, чтобы это не повторилось в Украине. Если там речь идет о десятках приходов, то на Украине совсем другие размеры. Может быть очень большая беда, если все пойдет по эстонскому образцу.
- Каково сейчас положение церковных приходов УПЦ на Западной Украине?
- Фактически разгромлены 3 епархии на Западной Украине, которые были в прежние времена самыми большими по мощи и качеству - Ивано-Франковская, Тернопольская и Львовская. Ивано-Франковскую епархию местная власть до сих пор не желает регистрировать - ни одного нашего нового прихода. Говорят, что им достаточно церквей, нет такой надобности. Львовская епархия не имеет ни кафедрального собора, ни резиденции епископа. Все наши просьбы много раз за последние годы получали отказ, невозможно даже получить участки для строительства. Так что ситуация остается очень сложной.
- А Вы обращались к Президенту Украины, он ведь должен помочь как глава государства?
- Обращались неоднократно и к местной власти, и к президенту и письменно, и устно... Но все осталось неизменным. Ситуация очень сложная. С ненавистью, с подозрением относятся местные власти к нашим приходам.
- Украинская Православная Церковь является одной из о хранительниц русской культуры на Украине. Считаете ли Вы, что русский язык должен быть государственным в нашей стране?
- ... Думаю, что, если есть русское население, должен быть русский язык и наоборот. Конечно, это цивилизованная мера, тем более в нашей независимой и демократической стране. Что касается сохранения русской культуры, то она является достоянием славянских народов... У нас общая культура, общая церковь, общий церковно-славянский язык...
- На последнем соборе Русской Православной Церкви Николай II был причислен к лику святых. Будет ли в Украине возведен храм в его честь?
- Это все будет зависеть от верующих людей: если захотят, будут строить. На соборе в Москве была канонизация великомучеников, в последние времена претерпевших за Христа и за церковь. Их было тысяча с лишним человек, в их числе и царская семья. Она канонизирована не за царские заслуги, а за исповедание православной веры и мученическую кончину ...
- Представители Киевского Патриархата считают, что Константинопольский Патриархат в конце 17 века не утвердил переход Киевской Митрополии под руководство Русской Православной Церкви …
- Константинопольская Церковь присоединила Киевскую Митрополию своим указом к Московской Церкви. Теперь они говорят, что это была ошибка... Так трактует эти события Киевский Патриархат, поэтому им нужно сейчас перекроить историю.
- В 1971 году Русская Православная Церковь сняла клятвы со старообрядцев. А какие отношения складываются с ними сейчас?
- К сожалению, этот шаг Русской Православной Церкви в 1971 году не дал особых результатов. Нужно понять, что Русская Старообрядческая Церковь была очень замкнута, так сложились исторические условия. Поэтому у нас практически отсутствуют отношения, на которые так надеялась Русская Православная Церковь много лет. Сейчас на архиерейском соборе повторили, что наша позиция - братская, и мы сняли клятвы древние, в том числе и на крестное знамение. Руководитель Старообрядческой Церкви на Украине сказал, что у нас может быть социальное содружество, но они не могут присоединиться к нам потому, что мы крестимся через обливание, а они через водное погружение. Отношения как будто бы взаимопонимающие, но нет тех, на которые надеялись.
(Из интервью Александра Чаленко, Part.оrg.ua )
|