Настоящий Федеральный закон исходит из того,
что: Российская Федерация - есть правопреемник
и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских
Социалистических Республик (СССР); институт
российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета)
российской государственности; отношения с
соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней
политики Российской Федерации; защита основных
прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной
стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;
соотечественники, проживающие за рубежом,
вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих
гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав,
сохранении самобытности; советы (комиссии)
соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах
государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти
субъектов Российской Федерации; деятельность
Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна
проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства
государств проживания соотечественников.
Настоящий Федеральный закон устанавливает
принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации по реализации указанной политики.
Статья 1. Основные понятия
- Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве,
проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка,
религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных
лиц по прямой нисходящей линии.
- Под понятием "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники)
подразумеваются:
граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее -
граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);
лица, состоявшие в гражданстве СССР,
проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство
этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в
гражданстве СССР); выходцы (эмигранты) из
Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской
Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие
гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие
лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты);
потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным
группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств
(далее - потомки соотечественников).
Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе
В настоящем Федеральном законе используются
также следующие понятия: за рубежом - за
пределами территории Российской Федерации;
гражданская принадлежность - наличие
подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской
республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;
гражданин Российской Федерации, проживающий за
рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, законно проживающее
на территории иностранного государства; лицо
без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не
имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного
государства; участники (стороны) отношений
Российской Федерации с соотечественниками - органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации; национальности Российской Федерации
- национальности людей, основные территории расселения которых находятся в
Российской Федерации; титульная нация - часть
населения государства, национальность которой определяет официальное
наименование данного государства; самобытность
- родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного
наследия и религии.
Статья 3. Признание и подтверждение принадлежности к
соотечественникам
- Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из
которых - российское, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации,
являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом
(свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит
документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
- Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоявшими в
гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно
быть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам
подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного
Правительством Российской Федерации образца.
- Выдача документа (свидетельства) за пределами территории Российской
Федерации производится по основаниям, указанным в статье 4 настоящего
Федерального закона, по письменному заявлению лица в месячный срок
дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской
Федерации, на территории Российской Федерации - органами внутренних дел
Российской Федерации по месту пребывания лица.
- Действия (решения) государственных органов и должностных лиц в связи с
выдачей документа (свидетельства) могут быть обжалованы путем подачи жалобы в
вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган либо непосредственно
в суд по месту нахождения соответствующего федерального органа исполнительной
власти.
Жалоба по желанию соотечественника
может быть подана им через члена совета (комиссии) соотечественников.
Статья 4. Основания для подтверждения принадлежности соотечественников к
группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом
Принадлежность соотечественника к лицам,
состоявшим в гражданстве СССР, выходцам (эмигрантам) и потомкам
соотечественников устанавливается на основании имеющихся у него документов или
иных доказательств, подтверждающих соответственно:
гражданство СССР, гражданскую принадлежность
или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в
гражданстве СССР; проживание в прошлом на
территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и
Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с
этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент
предъявления - для выходцев (эмигрантов);
родство по прямой восходящей линии с
указанными выше лицами - для потомков соотечественников;
проживание за рубежом - для всех указанных в
настоящей статье лиц.
Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в
отношении соотечественников
- Государственная политика Российской Федерации в отношении
соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики
Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых,
дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных,
организационных и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации,
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь
принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.
- Государственная политика Российской Федерации в отношении
соотечественников основывается на признании:
неотчуждаемости и принадлежности каждому от
рождения основных прав и свобод человека и гражданина;
обязательности соблюдения государствами
общепризнанных принципов и норм международного права при полном соблюдении
принципа невмешательства государств во внутренние дела друг друга;
взаимодействия государств в области
обеспечения прав и свобод соотечественников.
Цели государственной политики Российской
Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной
поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом
законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и
свобод человека и гражданина, в том числе права:
свободно выражать, сохранять и развивать
свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный
потенциал; устанавливать и свободно
поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской
Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;
создавать национально-культурные автономии,
общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их
деятельности; участвовать в работе
неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
участвовать в развитии взаимовыгодных
отношений между государством проживания и Российской Федерацией;
осуществлять свободный выбор места
жительства или права на возвращение в Российскую Федерацию.
Статья 6. Законодательство Российской Федерации в области отношений с
соотечественниками
Законодательство Российской Федерации в области
отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах
международного права и состоит из Конституции Российской Федерации,
международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона и
принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
Статья 7. Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими
за рубежом
- Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство
за рубежом.
- Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами
и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на
территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных
международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской
Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.
- Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их
пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на
территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных
федеральным законом.
- Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут
быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей,
вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации или законодательством Российской
Федерации.
Статья 8. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР
- Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, определяются
историческими особенностями возникновения государств их проживания и имеют
приоритетное значение для Российской Федерации.
- Российская Федерация содействует лицам, состоявшим в гражданстве СССР, в
реализации основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на
гражданство и права на свободу его выбора, оказывает им помощь и поддержку на
основании настоящего Федерального закона и международных договоров Российской
Федерации с учетом законодательства государств их проживания.
- Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, приобретающими в
соответствии с законодательством государств, входивших в состав СССР,
гражданство Российской Федерации, государства проживания, третьего государства
или двойное гражданство, либо с лицами без гражданства определяются в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Отношения с выходцами (эмигрантами)
- Российская Федерация благоприятствует сохранению выходцами (эмигрантами)
связей с Российской Федерацией во всех областях и использованию возможностей,
предоставляемых соотечественникам в соответствии с положениями статей 14, 15,
16, 17, 18 настоящего Федерального закона, а также выступает в их поддержку в
случаях нарушения их основных прав и свобод человека и гражданина.
- На выходцев (эмигрантов), являющихся лицами, состоявшими в гражданстве
СССР, проживающих за рубежом и за пределами государств, входивших в состав
СССР, распространяется действие положений статьи 8 настоящего Федерального
закона.
- Отношения между выходцами (эмигрантами) и Российской Федерацией,
вытекающие из факта наличия у выходцев (эмигрантов) в прошлом подданства
Российского государства или гражданства Российской республики, РСФСР, СССР и
Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской
Федерации и законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Отношения с потомками соотечественников
- На потомков соотечественников, являющихся гражданами Российской Федерации
или лицами, имеющими двойное гражданство, одно из которых - российское,
распространяется действие статьи 7 настоящего Федерального закона.
- Потомкам соотечественников в случае установления по основаниям, указанным
в статье 4 настоящего Федерального закона, их родства по прямой восходящей
линии с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и выходцами (эмигрантами)
участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками
создают условия для поддержания их интереса к Российской Федерации и связей с
ней в соответствии с положениями статей 14, 15, 16, 17, 18 настоящего
Федерального закона.
- Права потомков соотечественников, которые могут вытекать из их родства с
лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и выходцами (эмигрантами),
обеспечиваются в соответствии с международными договорами Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками
- В случае проживания гражданина Российской Федерации за рубежом его
гражданство не прекращается.
- Лица, проживающие за рубежом, лишенные гражданства РСФСР, Российской
Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления,
считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации, если они не
заявят о своем нежелании признать это решение.
Подданные Российского государства,
оказавшиеся за его пределами и лишенные гражданства РСФСР или утратившие его
без их свободного добровольного волеизъявления, и их потомки по прямой
нисходящей линии приобретают гражданство Российской Федерации в порядке
регистрации. Выходцам (эмигрантам),
добровольно отказавшимся от гражданства Российской Федерации, гражданство
Российской Федерации может быть предоставлено по их ходатайству в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Лицам, состоявшим в гражданстве СССР, и
потомкам соотечественников по прямой нисходящей линии, являющимся гражданами
иностранного государства, может быть по их ходатайству предоставлено
гражданство Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных
международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской
Федерации.
- Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного
государства (двойное гражданство) в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, международным договором Российской Федерации или федеральным
законом.
Принадлежность лиц, состоявших в
гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) или потомков соотечественников по
прямой нисходящей линии к гражданству иностранного государства или отсутствие
такового не являются препятствием для их обращения в государственные органы
Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, о
приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
- Гражданами Российской Федерации признаются лица, состоявшие в гражданстве
СССР, и их потомки по прямой нисходящей линии, не заявившие путем свободного
добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других
государств.
- Лицо, проживающее за рубежом, может выйти из гражданства Российской
Федерации на основании своего ходатайства или в порядке регистрации, если
данное лицо выехало на жительство в иностранное государство в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
- Малоимущие лица, состоявшие в гражданстве СССР, и выходцы (эмигранты)
освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины при
подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации в
государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве
Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
- Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без
гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм
международного права.
Статья 12. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории
Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации
Порядок въезда в Российскую Федерацию,
передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из
Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской
Федерации и федеральными законами.
Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и
лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Во время пребывания на территории Российской
Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без
гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами
Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 14. Основы деятельности по реализации государственной политики
Российской Федерации в отношении соотечественников
- Основные направления государственной политики Российской Федерации в
отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным
законом.
- Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к
соотечественникам является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности
Российской Федерации.
- Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом соблюдения тем или иным
государством общепризнанных принципов и норм международного права в области
основных прав и свобод человека и гражданина.
- Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может
быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении
иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.
- Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм
международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в
отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия
органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами
международного права мер по защите интересов соотечественников.
Статья 15. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод
человека и гражданина
- Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:
в обеспечении своих основных свобод и
гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав,
предусмотренных международными пактами о правах человека;
в своих действиях, направленных против
случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений, национального или социального происхождения,
принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого
другого обстоятельства; в обеспечении своего
права на равенство перед законом.
- Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и
гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с
учетом законодательства иностранных государств и принадлежности
соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным
законом.
Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной
областях
- При осуществлении государственной политики Российской Федерации в
отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации
и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют
сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами
соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и
обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику,
поощряют связи российских организаций независимо от форм собственности с
иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно
соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных
государств.
- Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать в
социальной области поддержку социально незащищенным категориям
соотечественников в зависимости от их принадлежности к группам
соотечественников, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на основании
международных договоров Российской Федерации и в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
- Гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных
ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка и
образования
- Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают
соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и
языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в
получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках
и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с
международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской
Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
- Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями
соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные
автономии.
- Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных
потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки
и культуры в иностранных государствах.
- В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего
культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и
органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
оказывают помощь культурным центрам,
культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям,
театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и
другим профессиональным и любительским творческим коллективам
соотечественников; способствуют изучению
культурного наследия соотечественников;
содействуют всем видам культурного обмена
между Российской Федерацией и соотечественниками.
- Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению
соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации,
созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения
информации на этих языках в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом
законодательства иностранных государств.
- Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации способствуют получению лицами,
состоявшими в гражданстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации
среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации,
в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и
научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации.
В случае установления квоты на прием
иностранных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств
федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы
соотечественников. Российская Федерация
содействует получению соотечественниками общего образования на родных языках
национальностей Российской Федерации, включая изучение российской истории и
российского культурного наследия. С этой
целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии
специалистов-соотечественников учебников, программ и учебно-методических
пособий с учетом особенностей организации образовательного процесса в
государствах, входивших в состав СССР, и снабжению такими учебниками, про
граммами и пособиями соотечественников, по оказанию помощи в создании и
официальном признании учебных заведений, открытии филиалов российских высших
учебных заведений с обучением на родных языках, признании эквивалентности
дипломов, выдаваемых этими учебными заведениями.
- Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в
котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит в отношениях
с государствами, входившими в состав СССР, линию на выработку согласованной
политики в сфере образования; заключает международные договоры о признании
Российской Федерацией дипломов о высшем профессиональном образовании
соотечественников, получивших высшее образование в государствах - участниках
Содружества Независимых Государств, в Латвийской Республике, Литовской
Республике и Эстонской Республике.
Статья 18. Поддержка соотечественников в области информации
- Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и
распространении информации, пользовании информацией на родных языках
национальностей Российской Федерации на территориях государств их проживания,
создании средств информации, поддержании и развитии информационных связей
между государствами их проживания, между соотечественниками и Российской
Федерацией.
Органы государственной власти
Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации
государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников и
о положении соотечественников в Российской Федерации и в государствах их
проживания.
- Российская Федерация создает необходимые условия для передачи
соотечественникам информации из Российской Федерации посредством
телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных
печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках
соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и
заключения международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация предоставляет
российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование
соотечественников, финансовые и материально-технические средства для
выполнения этой задачи в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
- Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим соотечественникам
средствам массовой информации в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и
законодательством государства, на территории которого функционируют эти
средства массовой информации.
Статья 19. Полномочия Российской Федерации в области отношений с
соотечественниками
Полномочиями Российской Федерации в области
отношений с соотечественниками являются:
установление основ государственной политики
Российской Федерации и деятельности по ее реализации;
принятие федеральных законов, внесение
изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;
принятие федеральных программ;
заключение международных договоров Российской
Федерации и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;
другие полномочия, определенные федеральными
законами.
Статья 20. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в области отношений с соотечественниками
Полномочиями органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
являются: участие в разработке основ
государственной политики Российской Федерации и в деятельности по ее реализации,
а также в разработке федеральных законов;
разработка и принятие законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами; участие в разработке и
реализации федеральных программ; разработка,
принятие и выполнение региональных (территориальных) программ.
Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с
соотечественниками
Государственные управление и контроль в области
отношений с соотечественниками осуществляются:
на федеральном уровне - Правительством
Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами
исполнительной власти; в субъектах Российской
Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 22. Обязанности государства в области отношений с
соотечественниками
Органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
разрабатывать и осуществлять меры по
реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с
настоящим Федеральным законом; содействовать
соотечественникам всех предусмотренных настоящим Федеральным законом групп в
реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в
законодательстве государств их проживания или пребывания, международных
договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также
принимать меры по их защите и восстановлению;
руководствоваться настоящим Федеральным
законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.
Статья 23. Финансирование деятельности Российской Федерации в области
отношений с соотечественниками
- Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с
соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Порядок распределения и использования государственных ассигнований
определяется Правительством Российской Федерации, а контроль за их
использованием осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и порядок
использования собственных доходных средств, направляемых на финансирование их
деятельности в области отношений с соотечественниками.
- В Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные и
общественные фонды, образуемые из взносов государства, физических и
юридических лиц, для финансовой и материальной поддержки соотечественников и
их организаций. Органы государственной власти Российской Федерации поощряют
благотворительную деятельность физических и юридических лиц Российской
Федерации в области отношений с соотечественниками в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их
организациям, физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным
лицам и организациям, оказывающим поддержку соотечественникам
Для достижения целей государственной политики
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом физическим и
юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям,
оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку,
могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества
наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства
Российской Федерации.
Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с
соотечественниками
В Российской Федерации ведется государственный
мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор,
анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных,
прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.
Результаты государственного мониторинга
доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников
(сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций
соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации
Российской Федерации и иностранных государств.
Порядок ведения государственного мониторинга в
области отношений с соотечественниками устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах
государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти
субъектов Российской Федерации
При органах государственной власти Российской
Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут
создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы
(комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов
(комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства
субъектов Российской Федерации соответственно.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
24 мая 1999 г.
N 99-ФЗ
|