Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного
Суду Украины:
Скоморохи Виктора Егоровича - председательствующий,
Вознюка Владимира Денисовича,
Евграфова Павла Борисовича,
Козюбры Николая Ивановича,
Корниенко Николая Ивановича,
Костицкого Михаила Васильевича,
Малинниковой Людмилы Федоровны,
Мартыненко Петра Федоровича - судья-докладчик,
Мироненко Александра Николаевича,
Нимченко Василия Ивановича,
Розенко Виталия Ивановича,
Савенко Николая Дмитриевича,
Селивона Николая Федосовича,
Тимченко Ивана Артемовича,
Тихого Владимира Павловича,
Чубарь Людмилы Пантелеевны,
Валяльщика Владимира Николаевича,
Яценко Станислава Сергеевича,
рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) (конституционности) Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." от 24 декабря 1999 года № 1350-XIV (1350-14) (газета "Голос Украины" от 30 декабря 1999 году, № 244).
Проводом для рассмотрения дела согласно статьям 39, 40 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" ( 422/96-ВР ) стало конституционное представление 54 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г.".
Основанием для рассмотрения дела соответственно статьям 71, 82 Закона Украины "о Конституционном Суде Украины" является наличие спорных вопросов относительно конституционности Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г."
Заслушав судью - докладчика Мартыненко П.Ф. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:
- Субъект права на конституционное представление - 54 народных депутаты Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать таким, что не соответствует Конституции Украины(неконституционным), Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." от 24 грудня1999 году.
В конституционном представлении утверждается, что в процессе рассмотрения и принятия Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." было нарушено требование Конституции Украины, в частности, части первой статьи 94 (не направлен Президенту Украины на подпись), части второй статьи 94 (подписанный и официально оглашенный не Президентом Украины, а Председателем Верховного Совета Украины), части первой статьи 93 (затронуто право законодательной инициативы Президента Украины),части второй статьи 89 (имела место замена ведущего профильного комитета Верховной Рады Украины во время рассмотрения законопроекта), а также некоторые положения Регламента Верховного Совета Украины. Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г.", по мнению народных депутатов Украины, касается прав коренных народов и национальных меньшинств, порядка применения языков, то есть вопросов, которые соответственно пунктам 3, 4 части первой статьи 92 Конституции Украины регулируются исключительно законами Украины, то есть актами, которые принимаются Верховной Радой Украины на основании пункта 3 части первой статьи 85 Конституции Украины, подписываются и официально обнародуются в соответствии с требованиями частей первой и второй статьи 94 Конституции Украины.
В объяснениях Председателя Верховной Рады Украины относительно конституционного представления народных депутатов Украины утверждается, что представление согласия на обязательность международных договоров отнесено к полномочиям Верховной Рады Украины (статья 9 Конституции Украины). Тем не менее во время принятия Верховной Радой Украины Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." не были соблюдены требования Регламента Верховной Рады Украины( 129а/94-ВР, 129б/94-ВР ) относительно проверки на соответствие Конституции Украины представленного на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта. Также обращается внимание на "отдельные несоответствия", имевшие место во время принятия этого Закона, наличие в нем "некоторых разногласий и юридических коллизий" и тому подобное. По мнению Председателя Верховной Рады Украины, субъектами права законодательной инициативы относительно ратификации международных договоров могут быть лишь Президент Украины и Кабинет Министров Украины, поэтому "предложения народных депутатов Украины относительно ратификации Хартии, которые вносились, надлежит рассматривать именно как предложения, а не законопроекты". В письме Президента Украины к Конституционному Суду Украины указано, что содержание Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." и порядок его подписания не соответствуют Конституции Украины. Обращается внимание на то, что статья 94 Конституции Украины не предусматривает исключений относительно подписания и официального обнародования Президентом Украины любого закона или возврата его с мотивированными и сформулированными предложениями к Верховному Совету Украины для повторного рассмотрения. Тем не менее согласно с практикой, которая сложилась на основании части первой статьи 7 Закона Украины "О международных договорах Украины" от 22 декабря 1993 году № 3767-XII ( 3767-12 ), законы о ратификации, а также о присоединении Украины к международным договорам подписываются Председателем Верховной Рады Украины. Президенту Украины эти законы не направляются. Такая практика, отмечается в письме, может привести к негативным последствиям, поскольку не согласуются с положениями статьи 106 Конституции Украины, в соответствии с которой Президент Украины обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства. По мнению Президента Украины, народные депутаты Украины правомерно обосновывают неконституционность Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств,1992 г." его несоответствием положениям статьи 94 Конституции Украины, но целесообразно рассмотреть вопрос в более широком контексте и оценить также соответствие Конституции Украины(конституционность) части первой статьи 7 Закона Украины "О международных договорах Украины".
- Конституционный Суд Украины, решая этот спор, исходит из следующего.
Как отмечено в части первой статье 152 Конституции Украины, законы и прочие правовые акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины или если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятие или вступление в силу. Неконституционным может быть признан, в частности, тот правовой акт, в отношени которого были нарушены процессуальные требования, которые устанавливаются Конституцией Украины, а не иными правовыми актами. Анализ положений Конституции Украины свидетельствует о том, что порядок подписания и официального оповещения законов Украины четко определен в статье 94 Конституции Украины, соответственно которой закон, принятый Верховным Советом Украины, подписывает Председатель Верховной Рады Украины и неотложно направляет его Президенту Украины; Президент Украины на протяжении пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к выполнению, и официально обнародует его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховный Совет Украины для повторного рассмотрения; в случае, если Президент Украины на протяжении установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован; если во время повторного рассмотрения закон будет снова принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины обязанный его подписать и официально обнародовать на протяжении десяти дней; закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования. Ни одного исключения из этих правил относительно порядка подписания и официального оповещения законов Украины о ратификации международных договоров Конституция Украины не предусматривает. Следовательно, Верховная Рада Украины, давая согласие на обязательность международных договоров путем принятия соответствующих законов Украины, должна действовать согласно с статьей 94 Конституции Украины.
- В соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 30 октября 1997 года № 5-зп ( v005p710-97 ) в деле относительно официального толкования статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины "Об информации" ( 2657-12 ) и статьи 12 Закона Украины "О прокуратуре" ( 1789-12 ) "исключения из конституционных норм устанавливаются самой Конституцией, а не иными нормативными актами" (пункт 4 резолютивной части). Изучение материалов дела свидетельствует о том, что принятый Верховной Радой Украины Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г."24 декабря 1999 году подписан Председателем Верховной Рады Украины и 30 декабря 1999 году опубликован в газете "Голос Украины" ( № 244). Таким образом, Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." был подписано и официально обнародован с нарушением положений статьи 94 Конституции Украины. На основании изложенного Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." - в связи с нарушением требований относительно порядка его подписания - нужно рассматривать как не отвечающий Конституции Украины (неконституционный).
- Закон Украины "О международных договорах Украины"( 3767-12 ) устанавливает, что ратификация международных договоров Украины осуществляется Верховной Радой Украины" путем принятия специального закона о ратификации, что подписывается Председателем Верховной Рады Украины" (часть первая статьи 7). Вопреки требования Конституции Украины (статья 94) этот Закон не предусматривает неотложного направления закона о ратификации после его подписания Председателем Верховной Рады Украины Президенту Украины для последующего его подписания и официального обнародования. Подписание Председателем Верховной Рады Украины закона о ратификации в соответствии с частью первой статьи 7 Закона Украины "О международных договорах Украины" на практике воспринимается как самодостаточное и окончательное действие, за которым наступает официальное обнародование, что противоречит требованиям статьи 94 Конституции Украины. Учитывая изложенное Конституционный Суд Украины пришел к выводу о несоответствии Конституции Украины положения статьи 7 Закона Украины "О международных договорах Украины" в части определения порядка подписания закона о ратификации международного договора Украины.
- Ссылка народных депутатов Украины на нарушение части первой статьи 93 Конституции Украины относительно права законодательной инициативы в Верховной Раде Украины не получило подтверждения в материалах дела; - проект Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." был внесен Президентом Украины. Относительно утверждений субъекта права на конституционное представление о нарушениях положений Регламента Верховной Рады Украины как на нарушение конституционно установленной процедуры во время принятия Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г.", то они являются безосновательными. В частности , замена главного профильного комитета Верховной Рады Украины - Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, по предложению которого был включен вопрос о рассмотрении этого законопроекта в повестку дня третьей сессии Верховного Совета Украины, Комитет Верховной Рады Украины по иностранным делам и связям с СНГ, что в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 18 июня 1999 году № 765-XIV ( 765-14 ), не является нарушением процедуры, установленной Конституцией Украины (часть вторая статьи 89 Конституции Украины). По поводу изложенных в конституционном представлении вопросов относительно несоответствия некоторых положений Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." Конституции Украины из-за его содержания, Конституционный Суд Украины пришел к выводу о несоответствии этого Закона Конституции Украины (неконституционности) в связи с нарушением конституционно установленных правил подписания и официального оповещения законов Украины (статья 94 Конституции Украины), и указанные вопросы не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституції Украины, статьями 51, 61, 63, 70 Закона Украины "о Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:
- Признать несоответствующим Конституции Украины (неконституционным) Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." от 24 грудня1999 году № 1350-XIV ( 1350-14 ).
- Признать несоответствующим Конституции Украины (неконституционными), положение части первой статьи 7 Закона Украины "О международных договорах Украины" от 22 декабря 1993 году относительно порядка подписания закона о ратификации международного договора Украины.
- Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г." и положение части первой статьи 7 Закона Украины "о международных договорах Украины", признанные неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.
- Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано. Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в иных официальных изданиях Украины.
|